Причина задержки речи у ребенка двух лет

Задержка речевого развития – что это
Если ребенок до 3 лет недостаточно овладел навыками устной речи, он не пользуется фразой, имеет скудный словарный запас, можно говорить о задержке речевого развития. Когда малыш только-только начинает разговаривать, можно попросту не заметить какого-либо отклонения, ведь детский лепет и своеобразные словечки кажутся забавными и милыми. Однако с задержкой речевого развития проще справиться, если она замечена и диагностирована вовремя, чем раньше, тем лучше. В случае если вы подозреваете, что у вашего ребенка задержка речевого развития, не стоит пугаться. Обратитесь в первую очередь в медицинское учреждение: проконсультируйтесь у детского невролога, отоларинголога, логопеда и психолога. Своевременная диагностика и коррекция задержки речи позволят избежать более серьезных трудностей в школьном возрасте.
Причины

Причины задержки речи у детей делятся на два основных типа: физические патологии и трудности социально-психологического характера.

К биологическим факторам относятся:

  • нарушения слуха;
  • нарушение работы центральной нервной системы вследствие гипоксии, родовых травм, внутриутробных инфекций;
  • последствия перенесенных в раннем возрасте заболеваний;
  • генетическая предрасположенность, иногда медленные темпы созревания речи связаны с наследственностью;

Среди социальных и психологических факторов выделим следующие:
  • отсутствие стимуляции речи. Иногда в семье отсутствует баланс: недостаточное общение с ребенком не активизирует речевые процессы либо наоборот чрезмерная опека приводит к тому, что у малыша нет надобности говорить.
  • стрессы, неблагоприятная обстановка дома, излишнее давление на ребенка также способствуют торможению речевого развития
  • билингвизм — если у ребенка предпосылки к задержке речевого развития, специалисты рекомендуют, оставить один язык, а второй подключить позже, когда ребенок полноценно заговорит.

Таким образом, список причин задержек речи довольно внушительный. Поэтому так важно обратиться к специалистам, чтобы установить, чем обусловлена ЗРР в вашем конкретном случае. Своевременное диагностирование и составление коррекционной программы помогут в короткие сроки устранить имеющиеся дефекты речи.
Как понять, что у ребенка задержка речи

По каким признакам внимательные родители могут понять, что у крохи задержка речевого развития:

  • словарный запас не соответствует возрастным нормам. На каком-то этапе развития норма, когда ребенок пользуется звуковыми имитациями и звукоподражаниями, для обозначения предметов и действий, но на смену этому периоду должны появиться полноценные слова. Активный словарь маленького ребенка должен постоянно расширяться;
  • не понимает, какие предметы показать, когда слышит их названия; не знает названия частей своего тела;
  • не понимает сюжета в мультфильмах, стишках;
  • не отвечает на вопросы, не выполняет простые просьбы;
  • не разговаривает фразами, не может выразить свою мысль, произносит несвязные между собой слова или вовсе пользуется только жестами;
  • невнятное произношение, так называемая каша во рту

Приведенные пункты являются тревожными звоночками. Большинство родителей обращается к специалистам именно на этом этапе, когда речевые нарушения становятся заметны. Но есть симптомы, относящиеся к более раннему периоду: когда нет гуления или лепета, нет имитации простых звуков, не появляются новые слова.

Таким образом, практика показывает, что уже в возрасте 2−2,5 лет реально определить задержку речевого развития и приступить к коррекции.
Нормы развития речи

Для того чтобы вовремя обратить внимание на признаки задержки речи у детей, нам надо разобраться, какие этапы становления речи и какие условные нормы существуют.

Первой речевой реакцией младенца считается его крик. Далее выделяют стадии:

  • гуления (с 2−3 месяцев);
  • лепета (с 5−6 месяцев);
  • лепетных слов (с 8−10 месяцев);
  • первых слов (в 10−12 месяцев).

В логопедии есть понятия активный и пассивный словарь. АС — слова, которые ребенок активно использует в речи, ПС — слова, которые он знает и понимает, но не использует/не выговаривает. В норме у ребенка первого и второго года жизни уже накоплен ПС около 200 единиц и АС — около 15−20 слов. Ученые придерживаются мнения, что готовность говорить фразами наступает к моменту, когда в АС уже порядка 60 слов. Таким образом, к 2−3 годам, когда лексикон расширяется до 50−100 слов, малыш начинает общаться короткими осмысленными предложениями. А к 3 годам цифры достигают 1200 слов и появляется развернутая фразовая речь. Следует помнить о том, что это не жесткие нормативные рамки. Они могут отклоняться: на 4−5 месяцев у мальчиков и на 2−3 месяца у девочек. Поэтому если вы заметили небольшое запаздывание в развитии, оно может оказаться индивидуальной особенностью. Тем не менее лучше всего обратиться к специалисту, чтобы не потерять драгоценное время и не упустить благоприятный период для коррекции речи.
Уровень ЗРР

Задержка развития речи — определение, констатирующее что речь у ребенка развивается неправильно, не соответствует возрастным нормам. Однако есть классификация по степени тяжести данной патологии:

  1. Первая степень. Отсутствие фраз, неспособность выразить желание или мысль словами;
  2. Вторая степень. конструкции фраз бедные, множественные лексико-грамматические ошибки, слоговая структура слова искажена;
  3. Третья степень. Развернутая фразовая речь, соответствующий возрасту активный словарь, небольшие трудности в произнесении отдельных звуков, замена одного звука на другой, отклонения в грамматических формах слов.
Диагностика ЗРР

При подозрении на данный диагноз следует обратить к специалистам для обследования и определения причины нарушения. Каких врачей нужно посетить:

  • педиатр
  • ЛОР
  • невролог
  • сурдолог
  • стоматолог
  • логопед-дефектолог
  • нейропсихоло

Диагностика подразумевает дополнительные медицинские обследования, например, электроэнцефалография (ЭЭГ), дуплексное сканирование артерий головы (УЗДГ), ЭхоЭГ, компьютерная или магнитно-резонансная томография. Психическое развитие проверяется психологом с использованием различных методик и тестов.

Консультация логопеда необходима после получения заключений других врачей. Он проанализирует анамнез, определить уровень речевого развития ребенка, оценит состояние артикуляционного аппарата, зрительных и слуховых реакций.
Коррекция и лечение
После того как вы с ребенком прошли обследование и диагностировали причину задержки развития речи, начинается следующий этап — коррекция. Она включает системную работу нескольких специалистов в зависимости от природы возникновения ЗРР. Это может быть взаимодействие логопеда и невролога, логопеда и психолога и т. д. К примеру, если проблема кроется в неблагоприятной психологической обстановке, следует обеспечить ребенку эмоциональный комфорт дома, стимулировать речевые процессы и пополнять словарный запас. В ряде случаев назначают прием стимулирующих препаратов-ноотропов, а также физиотерапию. Обязательно составляется индивидуальный план занятий с логопедом и проводятся коррекционные мероприятия. Они включают специальные упражнения, артикуляционную гимнастику, подвижные игры. То есть это целый комплекс, составленный четко под вашего ребенка, который максимально эффективно запустит необходимые речевые процессы, поможет развитию речи, памяти, внимания, а также правильному произношению звуков и составлению длинных осмысленных предложений. Неотъемлемой частью предложенной программы должны быть активности, стимулирующие мелкую моторику: пальчиковые игры, рисование, лепка и аппликации.

В числе методов лечения сложных случаев — микротоковая рефлексотерапия. Этот подход разрешен и рекомендован Министерством здравоохранения РФ. С помощью микротоков локально воздействуют на зону мозга Вернике, отвечающую за понимание речи, и область Брока, которая отвечает за формирование активного лексического запаса и желание разговаривать. Все манипуляции проводятся строго под контролем ЭЭГ.
Прогнозы
Что касается прогнозов, то они достаточно благоприятные в том случае, если речь не идет о серьезных поражениях головного мозга. В остальных случаях при условии ранней диагностики и верно установленной причины задержки речи у ребенка в 2 года и старше коррекция проходит успешно и оперативно. Сроки коррекции речевых нарушений индивидуальны и зависят от многих факторов.

Эффективность логопедической работы зависит не только от квалификации и опыта специалистов. Не менее важно четкое следование родителями рекомендаций, создание комфортной и благоприятной среды в доме, налаживание контакта с ребенком.

В числе методов лечения сложных случаев — микротоковая рефлексотерапия. Этот подход разрешен и рекомендован Министерством здравоохранения РФ. С помощью микротоков локально воздействуют на зону мозга Вернике, отвечающую за понимание речи, и область Брока, которая отвечает за формирование активного лексического запаса и желание разговаривать. Все манипуляции проводятся строго под контролем ЭЭГ.
Маленький совет
Стимулировать нужные процессы вы можете самостоятельно и ежедневно в домашних условиях. Для этого больше читайте вслух — так малыш будет слышать и воспринимать речь, пополнять словарный запас. Пойте песенки — вы будете одновременно тренировать память и учить его повторять за взрослым. Смотрите мультики — обсуждайте персонажей, комментируйте то, что происходит. Совершенствуйте координацию движений — с помощью сортеров, кубиков. Даже элементарное перебирание крупы благотворно влияет на развитие речи, так как речевой и моторный центры мозга расположены рядом. В дополнение можете выполнять маленькие упражнения: дуть в трубочку, цокать языком или дышать как собачка. Как именно лучше выстроить свой досуг с ребенком, вам расскажет логопед на консультации