А еще мы бы хотели поделиться с вами секретами, как самостоятельно составить сказку. Есть некие общие правила, которые специалисты рекомендуют учитывать при самостоятельном составлении.
- Главный герой. Дети до 5 лет лучше всего воспринимают истории, где главный действующий персонаж – зверушка, и обязательно маленькая. Маленький бельчонок Гриша или маленький ежик Ромка. Ребятам 5-8 лет больше интересны феи, рыцари и принцессы.
- Идентификация с главным героем. Для этого можно преобразовывать имя ребенка, добавляя суффиксы или заменяя буквы, чтобы получилось выдуманное для сказки, но близкое к реальности.
- Введение. Желательно, чтобы вокруг главного героя присутствовали члены семьи, а обстоятельства напоминали реальные. К примеру, как маленький медвежонок Тима жил в большой и дружной семье, но часто ссорился со старшим братом.
- Пространство. Непременно проявите фантазию сами и используйте элементы волшебства в сказке – пусть действие разворачивается в сказочном лесу, на другой планете, в мире суперспособностей и т.д. Вводите сказочные предметы, которые помогают герою, например, ковер-самолет или фею-крестную.
- Замещающий опыт. Суть сказкотерапии в том, чтобы посредством сказочного рассказа подсказать ребенку, как можно справиться с трудностями, пережить или выразить эмоции. Значит, в вашей сказке должны быть альтернативы поведения ребенка в зависимости от конкретного случая.
- Позитивный финал. Сказкотерапия – помощник в создании ощущения безопасности, защищенности, надежды на лучшее. Поэтому концовка всегда должна быть в положительном ключе – победа над страшным монстром, спасение принцессы или счастливая жизнь в окружении близких.
Условно структуру сказки можно представить следующим образом:
1) «жили-были» - начало повествования;
2) «вот однажды» - описание случая, в котором происходит столкновение главного героя с трудностями;
3) «и тогда» - часть, в которой содержится ключ к решению той или иной ситуации, совет мудрого помощника и т.п.;
4) «долго и счастливо» - счастливое окончание, вызывающее чувство облегчения и радости;
5) для деток постарше можно добавить пункт, который содержит мораль о том, как следует или не следует делать.
Сказкотерапия для детей хороша тем, что для использования не требуется особенных знаний и навыков. Сочинить сказку можно по вышеописанному плану, добавляя интересные путешествия, испытания, находки и другое. Важно то, что вы знаете, какую черту характера хотите развить или наоборот – что искоренить, тогда сказка «подстраивается» под индивидуальные особенности ребенка.