1– 1,5 года – активный словарь содержит около 50 слов, из которых ребенок пытается составлять короткие предложения вроде «дай баба». В этот период дети впитывают информацию от окружения, поэтому родителям крайне важно как можно больше общаться с малышом, рассказывать, какие предметы его окружают, называть характеристики.
1,5 – 2 года – к этому возрасту дети знают примерно 200 слов, в речи появляются простые короткие предложения. Слова употребляются достаточно осознанно. Большой интерес вызывают песни, сказки, а в процессе игры ребенку нравится озвучивать свои действия вслух.
2 – 2,5 года – лексикон составляет от 400 до 700 единиц. Начинают строить предложения длиной в три-четыре слова, зачастую неверно выстроенные грамматически. Но уже с использованием предлогов, служебных слов, глаголов. На этом этапе несложно заметить отклонения: отчетливые и осмысленные слова отсутствуют, продолжается «детский лепет».
2,5 – 3 года – до 1000 слов. Формулировки становятся все более сложными и логически связанными, хорошо воспринимается речь взрослых, малыш выполняет просьбы, отвечает на вопросы, но произношение далеко не всегда корректное, могут искажаться некоторые звуки.
3 – 4 года – особенности развития речи детей 4 лет, словарный запас порядка 2000 слов, почти все части речи используются при построении предложений. Маленький человек грамматически верно может рассказать об игрушках, вещах, представиться. Нередко в этом возрасте уже воспроизводят короткие стихотворения и песенки, составляют мини-рассказы по картинкам. Однако еще может сохраняться неверное произношение ряда звуков. Задержка развития речи у ребенка 4 лет может быть вызвана различными факторами, включая недостаточное языковое взаимодействие в семье, наследственные факторы, позднее начало разговора, а также возможные проблемы со слухом или неврологические нарушения.
4 – 5 лет – более 200 слов в распоряжении ребенка, родная речь осваивается быстро, он уже способен составить рассуждения о чем-либо, описать свой день, выстроить диалог со сверстниками, пересказать сказку или мультфильм.
5 – 6 лет – возраст, когда речь связная и логически выстроенная. Легко дается пересказ текста или составление своего собственного по предложенным иллюстрациям. Словарь продолжает пополняться, незнакомые слова, их грамматические и лексические признаки быстро усваиваются. Ребенок хорошо различает все звуки в словах и понимает, к чему приводит замещение одного звука на другой.
Таким образом, зная об основных особенностях каждого этапа формирования раннего развития речи ребенка, родители могут отслеживать состояние ребенка и своевременно обратиться к специалистам при подозрениях на нарушения или задержку речевого развития. Рекомендуется консультироваться с логопедом раз в год, чтобы не упустить драгоценное время на коррекцию речевых дефектов, если таковые будут выявлены.