Запишитесь на бесплатную диагностику
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Вы получите:
1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
2. Персональные рекомендации
3. Подбор индивидуального курса занятий

Развитие речи детей: особенности и возрастные этапы

Речь ребёнка младшего школьного возраста
Высшая психическая функция и основа нашего мышления — это речь. Кроме того, речь является средством общения. Воспринимая мир, делая выводы и обобщения, мы строим свои собственные суждения, трансформируем их в связную логическую структуру. Грамотная и четкая речь необходима для выстраивания любых отношений, а значит и для социализации. Развитие речи происходит с самого рождения ребенка и делится на несколько этапов. Задача родителей — следить за тем, как протекает каждый из них, чтобы вовремя распознать отклонения от нормы либо задержку речевого развития.
Вы отдыхаете - ребёнок увлечён и получает новые знания!
Стадии речевого развития у малыша до 1 года
Развитие речи у детей в первые 12 месяцев имеет 4 стадии. В каждом индивидуальном случае эти показатели могут отклоняться в ту или иную сторону.

  1. Стадия крика. Жизнь новорожденного начинается с крика, о своих потребностях он также сообщает с помощью этого единственно доступного ему инструмента.

  2. Стадия гуления. С 2 до 5 месяцев происходит тренировка речевого дыхания, малыш начинает тянуть гласные и издавать припевающие звуки. В этот же период появляется улыбка.

  3. Стадия лепета. С 6 до 11 месяцев – срок появления в речи слогов, которые по мере развития превращаются в слоговые цепочки вроде «баба», «дядя» и т.п. Иногда складываются в слова, имеющие значение. Но в большинстве случаев слоги идут в случайном порядке.

  4. Первые слова. К концу первого года жизни ребенок начинает соотносить конкретные короткие слова со слогами, которые произносит. Например, осознанно говорит «мама» или «папа». Хорошо понимает, когда к нему обращаются, происходит активное обогащение пассивного словаря. Какие-то слова ребенок еще не в состоянии произнести, но может показать их на картинке или принести названный предмет.

Существует мнение, что первым словом ребенка становится «мама». Часто это так, но лишь потому, что это наиболее простая комбинация слогов, которую легко произнести. По аналогии первым словом может стать «баба», «папа», «ляля».
Особенности развития речи детей младшего возраста
1– 1,5 года – активный словарь содержит около 50 слов, из которых ребенок пытается составлять короткие предложения вроде «дай баба». В этот период дети впитывают информацию от окружения, поэтому родителям крайне важно как можно больше общаться с малышом, рассказывать, какие предметы его окружают, называть характеристики.

1,5 – 2 года – к этому возрасту дети знают примерно 200 слов, в речи появляются простые короткие предложения. Слова употребляются достаточно осознанно. Большой интерес вызывают песни, сказки, а в процессе игры ребенку нравится озвучивать свои действия вслух.

2 – 2,5 года – лексикон составляет от 400 до 700 единиц. Начинают строить предложения длиной в три-четыре слова, зачастую неверно выстроенные грамматически. Но уже с использованием предлогов, служебных слов, глаголов. На этом этапе несложно заметить отклонения: отчетливые и осмысленные слова отсутствуют, продолжается «детский лепет».

2,5 – 3 года – до 1000 слов. Формулировки становятся все более сложными и логически связанными, хорошо воспринимается речь взрослых, малыш выполняет просьбы, отвечает на вопросы, но произношение далеко не всегда корректное, могут искажаться некоторые звуки.

3 – 4 года – особенности развития речи детей 4 лет, словарный запас порядка 2000 слов, почти все части речи используются при построении предложений. Маленький человек грамматически верно может рассказать об игрушках, вещах, представиться. Нередко в этом возрасте уже воспроизводят короткие стихотворения и песенки, составляют мини-рассказы по картинкам. Однако еще может сохраняться неверное произношение ряда звуков. Задержка развития речи у ребенка 4 лет может быть вызвана различными факторами, включая недостаточное языковое взаимодействие в семье, наследственные факторы, позднее начало разговора, а также возможные проблемы со слухом или неврологические нарушения.

4 – 5 лет – более 200 слов в распоряжении ребенка, родная речь осваивается быстро, он уже способен составить рассуждения о чем-либо, описать свой день, выстроить диалог со сверстниками, пересказать сказку или мультфильм.

5 – 6 лет – возраст, когда речь связная и логически выстроенная. Легко дается пересказ текста или составление своего собственного по предложенным иллюстрациям. Словарь продолжает пополняться, незнакомые слова, их грамматические и лексические признаки быстро усваиваются. Ребенок хорошо различает все звуки в словах и понимает, к чему приводит замещение одного звука на другой.

Таким образом, зная об основных особенностях каждого этапа формирования раннего развития речи ребенка, родители могут отслеживать состояние ребенка и своевременно обратиться к специалистам при подозрениях на нарушения или задержку речевого развития. Рекомендуется консультироваться с логопедом раз в год, чтобы не упустить драгоценное время на коррекцию речевых дефектов, если таковые будут выявлены.
Для развития речи ребенка в возрасте 4 лет можно использовать различные упражнения, которые будут стимулировать его языковые навыки. Вот пример таблицы с упражнениями:
Развитие речи ребенку 4 года игры - помогут не только развить речь ребенка, но и улучшить его словарный запас, память и способность к творческому мышлению.
Посмотреть какие упражнения используют логопеды «Тараторо» на урока
Основные рекомендации по развитию речи ребенка родителями
Самое главное, что могут сделать родители для развития речи своего ребенка – это разговаривать, начиная с самого рождения. Смысл слов, их обозначения, действия – все это усваивается в процессе контакта с близким человеком. Младенец реагирует на тональность, эмоциональную окраску. Комментируя даже такие простые манипуляции, как кормление, переодевание, гигиену, прогулку, вы вкладываете малышу основы речевого развития.

Особую роль в формировании играет мелкая моторика, сенсорное восприятие. Окружите ребенка яркими игрушками различной формы, разные по тактильным ощущениям. Для более старших детишек подойдут занятия вроде лепки, рисования, собирания пазлов и т.д. Также в открытом доступе можно найти множество вариаций артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Развитию слуха способствует мелодичная музыка, песенки, аудиосказки. А совместное чтение книг – отличный вид деятельности, который укрепит доверительные отношения. А еще позволит провести время вместе с пользой для здоровья и развития выразительности речи. Желательно также сразу исправлять ребенка, если он неверно произносит какое-либо слово. Даже если он не сразу осознает и исправляет ошибку, старайтесь неоднократно повторять правильный вариант, время от времени возвращаясь к сложному слову.

Все вышеперечисленные рекомендации актуальны для самостоятельных занятий с ребенком в домашних условиях. Регулярная ежедневная практика принесет положительный результат. Развитие детей в раннем возрасте – большой труд со стороны родителей, однако в будущем это благотворно скажется на всех аспектах жизни: на социализации, обучении и личностном становлении.
Факторы, влияющие на скорость развития речи у детей
Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе. Однако есть ряд факторов, которые могут стимулировать или наоборот тормозить это развитие. К тормозящим относятся: болезнь, стресс, недостаточное общение с членами семьи.

Выделяются так называемые говоруны – у них повышенный интерес к окружающему миру, желание что-то рассказать или спросить, и молчуны – более спокойные, даже интровертные, они могут заговорить позже остальных, зато сразу чисто и без ошибок.

Половой признак также оказывает влияние на процессы, связанные с речью. Физиологически у девочек головной мозг созревает быстрее, в связи с чем освоение речи происходит в соответствующем темпе. Также подавляющее большинство мальчиков менее эмоциональны и испытывают меньшую потребность в том, чтобы «выговориться».

И наконец, согласно медицинским исследованиям, двигательная активность напрямую связана с речевой. Чем подвижнее ребенок, тем лучше, легче и скорее он усваивает родной язык.
Симптомы ЗРР
На что следует обратить внимание и что может стать сигналом того, что нужно обращаться ко врачу:

  • у детей до года пропущена одна из стадий развития речи (нет гуления, не реагирует на голоса близких и т.д.)
  • невнятная речь, «каша во рту»
  • не контактирует, не взаимодействует, плохо понимает вашу речь
  • открытый рот, повышенное слюноотделение
  • заметные спазмы мышц рта или языка
  • невозможно установить зрительный контакт
  • трудности с приемом пищи

Подобные признаки свидетельствуют о довольно серьезных трудностях с речевым развитием и не только.

Также отметим, что обращение к логопеду-дефектологу необходимо при проблемах с артикуляционным аппаратом и при таких дефектах, как замена одного звука на другой, перестановка слогов, неправильное произношение свистящих, шипящих, «Р».
Почему важно своевременно исправить дефекты речи
Явные отклонения от норм речевого развития чреваты рядом последствий. В первую очередь это отставание в интеллектуальном и психическом развитии. То есть умственные процессы замедляются, следовательно ребенку сложнее учиться чему-то новому, особенно чтению и письму. Страдает социальная жизнь: из-за трудностей в общении со сверстниками возникает агрессия, раздражительность, замкнутость. Поэтому рекомендуется быть бдительными, прислушиваться к ребенку, а также не пренебрегать регулярными посещениями медицинских учреждений: проводить обследование у терапевта, невролога, лора, логопеда.
Запишитесь на бесплатную диагностику
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Вы получите:
1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
2. Персональные рекомендации
3. Подбор индивидуального курса занятий
Советы родителям
Для того чтобы способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста, при отсутствии каких-либо патологий, следует соблюдать простые правила:

  1. Общайтесь с ребенком. Большую часть знаний об окружающем мире ребенок в первые годы жизни получается от мамы, папы и других взрослых из его семьи. И зачастую различные отклонения возникают, когда общения недостаточно. Поэтому желательно проговаривать с ребенком ваши совместные действия (допустим, «мы наденем шапочку, куртку и пойдем на прогулку»), рассказывать, какие предметы и явления окружают его.

  2. Следите за собственной речью. Крайне важно говорить правильно и четко, не коверкая слова и звуки. Многие родители очень любят свое чадо и в порыве нежности начинают сюсюкаться, сами того не замечая, не лучшим образом влияют на формирование речи. Дети очень быстро запоминают эмоционально окрашенные словечки, поэтому лучше всего «называть вещи своими именами»: автомобиль вместо «бибика», собака вместо «авава».

  3. Используйте пособия и рекомендации профессионалов при самостоятельных занятиях с ребенком. Есть масса упражнений и игр для младших возрастов, с помощью которых вы сможете развивать речь сына или дочери. Обязательно хвалите даже за маленькие успехи.

  4. Давайте ребенку возможность самому сформулировать мысль. Некоторые родители, проявляя гиперзаботу, просто не оставляют малышу возможности сказать о своей просьбе. Например, ребенок хочет пить и показывает на чашку, а родители тут же отвечают «Сейчас дам попить» вместо того, чтобы выждать какое-то время, пока он попытается выразить свои мысли или потребности.

  5. Занимайтесь развитием речи каждый день в дошкольном возрасте. Эффективность ваших усилий напрямую зависит от количества и качества того времени, которое вы готовы посвятить этому процессу.
главный методист
Создатель уникальной авторской методики
Евгения Валеткина
Член комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)
Специалист по работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (СДВГ, аутизм, ЗПР, ДЦП, заикание)
Автор обучающих статей для коррекционных педагогов