Очень часто родители откладывают посещение логопеда на несколько лет, даже если проблемы с речью у ребенка очевидны. Это связано с ошибочным мнением, что занятия с логопедом становятся важным только при обучении письму и чтению в школе.
На самом деле, к 5−6 годам речь ребенка должна полностью соответствовать речи взрослого. Если вашему ребенку уже 5 лет, но в его речи по-прежнему присутствуют звуки, которые он произносит неправильно, или заменяет их другими звуками, не стоит откладывать визит к специалисту
В каждом случае причины неправильного произношения звуков и возможности артикуляционного аппарата отличаются.
На первой консультации после осмотра логопед сделает прогноз относительно необходимых сроков. Чрезвычайно важны сила, подвижность, координированность мышц языка, губ, нижней челюсти. Большое значение имеет и мотивация, целеустремленность, ответственность пациента.
Полный курс у логопеда включает подготовительный этап, артикуляционные упражнения, постановку звука, выработку правильного стереотипа (автоматизация и дифференциация). В среднем на это требуется около трех месяцев, если занятия проходят 2−3 раза в неделю. Иногда для сложных звуков («Р», шипящие) необходимо немного больше времени.
В мировом сообществе доказаны и давно практикуются методики онлайн-обучения — их эффективность доказана и описана в научных статьях. Для вас мы создали подборку статей, в которых предоставлены доказательства:
Язык: слабые мышцы языка, затруднен подъем языка вверх. Неправильное произношение звуков может закрепиться на длительный период или на всю жизнь
Губы: подвижность губ в норме (или подвижность губ недостаточна)
Уздечка: длина уздечки в норме (уздечка укороченная, требуются специальные упражнения для ее растяжения)
Зубы и прикус: правильный прикус (или требуется консультация ортодонта)
Речевое дыхание: нарушение речевого дыхания может привести к запинкам, монотонности речи. Слабость речевого выдоха приводит к нарушению произношения звуков. Необходимо выполнять специальные упражнения для усиления речевого дыхания. (Или речевое дыхание в норме)
Звукопроизношение: есть нарушения в произношении звуков. Ребёнку может быть некомфортно в общении со сверстниками. Это может перерастать в психологические проблемы, такие как низкая самооценка, боязнь сказать неправильно
Фонематический слух (различение похожих звуков): требуются специальные упражнения. Если не исправить вовремя, могут возникнуть ошибки при письме
Общее речевое развитие: требуются занятия для приведения общего речевого развития в норму. (Или общее речевое развитие соответствует возрасту
Компьютер, планшет или смартфон, чем больше экран, тем лучше.
Устойчивое интернет-соединение.
Наличие камеры.
На занятиях должен присутствовать кто-то из взрослых, чтобы помогать ребенку сконцентрироваться, быть «руками» логопеда.
В конце занятия логопед дает домашнее задание. Очень важно выполнять задания каждый день для того, чтобы прогресс не замедлялся.
Покормите ребенка минимум за час до начала занятий. Не стоит проводить занятия перед сном.
Желательно, чтобы ребенок уже был знаком с общением в онлайн. Покажите ему, как работает видеоконференция, дайте ему понять, где находится камера, объясните, что занятие хоть и проходит в игровой форме, но все-таки необходимо сконцентрироваться.
Проверьте связь до начала урока.
Включите свет в комнате, чтобы вашего ребенка было хорошо видно.
Уберите со стола лишние предметы, домашних животных из комнаты, чтобы не мешать малышу.
Постарайтесь не отвлекать ребенка — включенный на заднем плане телевизор, мама, решившая пропылесосить, и младший братик или сестренка, которые играют в активные игры в той же комнате, помешают ребенку сконцентрироваться на занятиях.
Занятия по исправлению речевых нарушений могут быть не очень эффективны, если у малыша есть проблемы по линии неврологии. Посещение хорошего детского невролога перед началом занятий с логопедом — хороший шаг для того, чтобы исключить сопутствующие диагнозы и ускорить прогресс.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике. При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.
2 уровень — имеются начальные элементы общеупотребительной речи. Речь отличается бедностью словарного запаса и явлениями аграмматизма (много девочка; красивый шары).
3 уровень — появление развернутой фразовой речи с недоразвитием звуковой и смысловой сторон.
4 уровень — остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
ФФН. Фонематическое нарушения речи означает неспособность для ребенка определения на слух правильных звуков. Такая проблема проявляется в том, что звуки произносятся неправильноне правильно, оглушаются или озвончаются, заменяются — твердые на мягкие, пропускаются или переставляются в словах.
При этом ребенок не замечает допущенных ошибок, так как попросту «не слышит» разницы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает по причине фонематического нарушения слуха. То есть ребенок не только произносит звуки неправильно, но и не может определить на слух, какой звук необходим в том или ином случае.
Если после курса обучения результат полностью отсутствует, в речи ребёнка нет улучшений, произношение дефектных звуков не изменилось, то мы вернём вам сумму за весь курс.
• Улучшение дикции и коррекционная работа над звукопроизношением • Коррекция звукопроизношения у детей при дислалии • Развитие фонематического слуха при фонетическом (ФНР) и фонетико-фонематическом недоразвитии речи (ФФНР)
Мы не рекомендуем делать перерывы в обучении. Во время перерыва в занятиях, забываются полученные навыки, без постоянных тренировок ребёнок возвращается к исходному состоянию дефекта и приходится начинать обучение практически с начала. Если перерыв необходим, то наши логопеды дадут советы, как сделать его оптимальным для обучения.
Мы учитываем все нюансы обучения детей и чтобы не перенапрягать ребенка и не наносить вред, наши занятия занимают не более 30 минут.
В это время мы укладываем несколько разнообразных упражнений, от тактильных (с ваткой, ручкой, бумагой) до интерактивных (игры/анимации в программе), ребёнок активно участвует в обучении и оно не воспринимается как компьютерная игра или мультфильм.
30 минут за компьютером, это меньше рекомендованной нормы для вашего ребёнка, за это время он получает важные навыки, которое помогут изменить его жизнь.