Запишитесь на бесплатную диагностику
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Вы получите:
1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
2. Персональные рекомендации
3. Подбор индивидуального курса занятий

Синдром рассеянного внимания: симптомы, диагностика и лечение у детей дошкольного возраста

Упражнения по развитию речи ребёнка для детей 4 лет от логопедов Тараторо
Введение
Синдром рассеянного внимания (СРВ) — это неврологическое расстройство, которое характеризуется проблемами с концентрацией внимания, его удержанием при произвольной деятельности и контролем над поведением. Люди, страдающие от СРВ, испытывают трудности при выполнении любых задач, что существенно усложняет им жизнь.

Данный синдром ощутимо влияет на процесс школьного обучения. Дети с СРВ часто сталкиваются с трудностями в запоминании и структурировании материала, а также испытывают затруднения в выполнении заданий в срок и в соответствии с инструкцией. В результате, их академические успехи невысоки, сильно страдает самооценка и адаптация в школьной среде.

Понимание симптомов, диагностика и лечение СРВ представляют собой важные аспекты, которые могут помочь детям справиться с вызовами, связанными с этим расстройством. В данной статье мы рассмотрим основные симптомы СРВ, его влияние на учебный процесс и обсудим рекомендации по снижению негативных последствий этого состояния, а также предоставим практические советы по организации повседневного досуга, которые помогут улучшить качество жизни.
Вы отдыхаете - ребёнок увлечён и получает новые знания!
Симптомы синдрома рассеянного внимания

Симптомы СРВ могут проявляться по-разному у детей и взрослых. Рассмотрим особенности симптомов у детей, а также роль родителей и учителей в коррекции синдрома у детей.

  • Симптомы СРВ у детей

Рассмотрим особенности, которые свойственны в той или иной форме всем детям с СРВ, а также обсудим некоторые способы воздействия, помогающие, преодолеть негативные последствия.

  1. Для всех детей с СРВ характерен недостаток внимания, он проявляется в трудностях при решении учебных задач, требующих усидчивости и концентрации, дети отвлекаются, допускают ошибки, хотя, могут знать материал. Эффективным способом помощи такому ребенку будет прежде всего индивидуальный подход к составлению расписания, обязательное чередование видов деятельности (с перерывами на физическую активность не меньше двух раз за урок). Такой подход при выборе заданий для самостоятельной работы поможет ребенку, пусть и не сразу, справиться с данной проблемой.

  2. Импульсивность тоже является характерной чертой, описывающей детей с СВР. Ребенок часто действует на эмоциях, сначала делает, потом думает, может отсутствовать инстинкт самосохранения, что является опасной ситуацией и может привести к нанесению вреда собственному здоровью. Решением такой проблемы можно назвать постоянное наблюдение за ребенком, позитивное подкрепление с помощью похвалы или награды за хорошее поведение и умение справиться с собой.

  3. Гиперактивность проявляется в неумении усидеть на месте, кажется, что такие дети всегда в движении, что мешает им сосредоточится на изучаемом материале. Увеличение физической нагрузки поможет снизить проявления гиперактивности, но этим нельзя злоупотреблять, так как в результате можно получить перевозбуждение нервной системы и усиления симптомов. Оптимальным видом спорта для таких детей будет плавание. В домашних условиях всегда помогает четкий распорядок дня для всей семьи.

  4. Забывчивость у детей с СВР связана с недостатком внимания. Дети забывают вещи в школе, забывают только что прозвучавшее задание учителя, материал, который закреплялся дома. Постоянное повторение материала, организация рабочего пространства, в котором нет вещей на которые ребенок может отвлекаться, разработанная система напоминаний в данном случае видится оптимальным решением проблемы.
Прочитать ещё статьи из нашего блога
Рекомендации по повседневной жизни

Для детей с синдромом рассеянного внимания (СРВ) организация рабочего пространства, использование техник саморегуляции, четкого распорядка дня могут значительно облегчить их учебный процесс и повседневную жизнь.

Вот некоторые рекомендации:

  • Организация рабочего пространства и времени школьника:

    • Создайте удобное, без лишних предметов, рабочее место. Обеспечьте тишину. Перед началом занятий все физические потребности ребенка должны быть удовлетворены, он не должен быть голоден, хотеть пить, в туалет и т. д.

    • Структурируйте рабочий день, создайте четкий распорядок дня и неукоснительно его соблюдайте: необходимы постоянные временные интервалы для выполнения заданий, с обязательными перерывами через определенные промежутки времени, чтобы поддерживать концентрацию внимания и предотвращать переутомление.

    • Используйте визуальные подсказки, например, настенные часы, календари, списки дел. Они помогут ориентироваться во времени и контролировать выполнение задач.

  • Не забывайте про техники саморегуляции, вот некоторые из них:

    • Глубокое дыхание и расслабление: попробуйте применять дыхательные техники для расслабления, чтобы снизить уровень стресса и тревожности.

    • Визуализация успеха: поощряйте ребенка представлять себя успешным в выполнении заданий или решении проблем, если ребенок маленький, сделайте успехи наглядными, это может быть любой плакат с нарисованной на нем картой, чтобы было видно продвижение от одной точки к другой, это поможет повысить мотивацию и уверенность в себе.

    • Разделение задач на части: помогите ребенку научится разбивать сложные задания на части, а не решать их сразу, это упростит выполнение и уменьшит чувство тревожности, а также страха при виде трудной работы, снизит вероятность отказа от выполнения заданий.

    • Использование поддержки: только постоянная, безусловная поддержка со стороны родителей и учителей помогает детям с СРВ преодолевать трудности и чувствовать себя комфортно в любых условиях.

Обратите внимание, что каждый ребенок уникален, и возможно, не все рекомендации подойдут для вашего случая. Важно находить подходящие стратегии и методы, а также консультироваться с педагогами, психологами или специалистами по СРВ, чтобы разработать индивидуальный план поддержки и лечения.
Заключение
Синдром рассеянного внимания (СРВ) — это состояние, которое может оказывать значительное влияние на повседневную жизнь ребенка. Недостаток концентрации внимания, импульсивность, гиперактивность и забывчивость могут создавать трудности при выполнении любых задач. Однако, благодаря ранней диагностике и адекватной поддержке, дети с СРВ могут преодолеть эти трудности и успешно развиваться.

Не бойтесь обращаться за помощью к психологу или за консультацией к неврологу, если замечаете трудности у своего ребенка, это поможет предотвратить множество проблем. Своевременная диагностика и раннее начало коррекции всегда являлись залогами успеха. С поддержкой родителей, учителей и специалистов, освоив техники саморегуляции и концентрации внимания, дети с СРВ смогут быстро развивать свои сильные стороны. При организации индивидуального подхода и созданием поддерживающей среды, такие дети смогут реализовать свой потенциал в полном объеме и достичь значительных успехов в учебе и жизни
главный методист
Создатель уникальной авторской методики
Евгения Валеткина
Член комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)
Специалист по работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (СДВГ, аутизм, ЗПР, ДЦП, заикание)
Автор обучающих статей для коррекционных педагогов
    Запишитесь на бесплатную диагностику
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
    Вы получите:
    1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
    2. Персональные рекомендации
    3. Подбор индивидуального курса занятий