Запишитесь на бесплатную диагностику
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Вы получите:
1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
2. Персональные рекомендации
3. Подбор индивидуального курса занятий

Формы дислалии в логопедии

Упражнения по развитию речи ребёнка для детей 4 лет от логопедов Тараторо
Вы отдыхаете - ребёнок увлечён и получает новые знания!
Дислалия — это в логопедии определение, обозначающее расстройство речи, связанное с неправильным произношением звуков. Отличительной характеристикой является то, что у ребенка отсутствуют проблемы со слухом, нервной системой и интеллектом. Более того, до 5 лет дислалия даже не считается серьезным нарушением.

Дефекты звукопроизношения заключаются в том, что некоторые звуки отсутствуют, смешиваются или замещаются другими, таким образом происходит искажение речи. Однако нужно учитывать, что до 5 лет артикуляционный аппарат ребенка считается незрелым, именно поэтому до этого возраста отклонение не требует срочной коррекционной работы. Согласно нормам речевого развития, в возрасте 3-х лет малыш уже в состоянии чисто произносить звуки «с», «з», «ц», к 4 годам добавляются «ш», «ж», «ч», а к 5 — «л». Если после 5 лет у ребенка остаются трудности с произношением этих звуков, сохраняется неправильное положение языка, происходит замена одного звука на другой (например, «с» на «ш», «з» на «ж»), тогда следует в неотложном порядке посетить логопеда.

При диагностировании дислалии логопед исследует строение речевого аппарата, его подвижность, фонематические процессы, а также уровень моторики и речевого развития ребенка. В ряде случаев может понадобиться консультация и других специалистов: невролога, стоматолога, отоларинголога.

Для эффективного устранения дефектов произношения необходимо не только своевременно установить проблему, но и подобрать коррекционную программу с учетом особенностей малыша. Рекомендуется обращаться к опытному логопеду-дефектологу, поскольку в домашних условиях исправить недостатки речи ребенка представляется возможным только в том случае, если профессионалом уже составлен индивидуальный план и вы выполняете упражнения дома в дополнение к основной работе со специалистом. Крайне важно учитывать, что есть огромное количество методических рекомендаций и способов постановки звуков, среди которых выбираются те, которые подойдут именно конкретному ребенку. В ином случае занятия оказываются бесполезными.
Остались вопросы?
Менеджеры ответят на любые вопросы
Виды дислалии в логопедии
Механическая дислалия в логопедии — это нарушение, связанное с аномальным строением артикуляционного аппарата: чрезмерно узкое или наоборот высокое небо, короткая уздечка верхней губы или языка, дефекты, связанные с челюстями, прикусом. Не исключается наследственный характер такой формы дислалии.

Функциональная дислалия — это в логопедии форма речевого нарушения, связанная с недостаточной подвижностью органов артикуляции, а также с их возрастной незрелостью. То есть здесь речь не идет о врожденных нарушениях. Неокрепшие мышцы языка и губ, мягкого неба влияют на скоординированность необходимых для произношения отдельных звуков движений. Далее, согласно классификации, выделяются подвиды:

 — акустико-фонематическая — ключевую роль играет несформированный фонематический слух, как следствие возникают трудности с восприятием на слух и последующим воспроизведением звуков. Глухие слышатся как звонкие, твердые — как мягкие и так далее, например: кости — гости, бочка — почка;

 — артикулярно-фонематическая — неправильное положение артикуляционного аппарата в сочетании с неразвитым фонематическим слухом приводит к замене фонем на сходные по артикуляции: грива — криво, шишки — фифки;

 — артикулярно-фонетическая — корень в неверных артикуляционных позициях, вследствие которых произношение искажается, например, к такой форме дислалии в логопедии относится картавость.

По степени тяжести разграничивают простую — когда трудности касаются 1−4 звуков, и сложную — более четырех. Есть и другие нюансы в классификациях: мономорфная (страдает одна группа звуков — шипящая или только свистящая), полиморфная. К первой группе относят ротацизм (проблема с «р»), ламбдацизм («л»), йотацизм («й»), каппацизм («к») и другие, а ко второй — сигматизм. Также выделяют моторную, сенсорную и сенсомоторную дислалию у детей.
Прочитать ещё полезные статьи
Причины дислалии в логопедии
В основном явление связано с нейродинамическими процессами в коре головного мозга. Сама классификация говорит о том, что причины дислалий могут быть как органические, то есть врожденные или приобретенные дефекты органов речи, так и функциональные — не анатомические. В основном это биологические причины: психоэмоциональные факторы негативно влияют на общее развитие ребенка, формирование фонематического слуха и т. д. Перенесенные тяжелые заболевания в раннем возрасте также существенно повышают риски развития дислалии. Также есть и социальные причины: постоянный контакт с теми, кто имеют дефекты речи, «сюсюканье» взрослых — намеренное искажение и утрирование слов, придание речи эдакой «мимишности» на самом деле совершенно не идет на пользу детям.

Билингвальная среда в ряде случаев может оказать неблагоприятное влияние: особенности фонетики переносятся из одного языка на другой, в результате чего родной язык коверкается. К социальным причинам относится то, что называется педагогической запущенностью: когда всестороннему развитию ребенка не уделяется достаточное количество времени. Тогда ему просто неоткуда черпать информацию и впитывать правильное звукопроизношение.

Наконец, позднее обращение в медучреждение к логопеду ввиду того, что не придается большое значение дефектам речи, становится еще одной причиной, по которой расстройства речи детей приобретают запущенный характер и впоследствии могут перерасти в трудности освоения чтения и письма.
Симптомы
Как уже говорилось ранее, дислалия характеризуется, в общем и целом, неверным звукопроизношением, заменой, пропусками и искажением одного или группы звуков. Для каждой из форм дислалии проявления своеобразны. Без похода к логопеду практически невозможно самостоятельно разобраться в видах и поставить четкий диагноз сыну или дочери.

Родителям стоит обратить внимание, если при произношении звуки пропадают в хаотичном порядке, глухие заменяются на звонкие, шипящие на свистящие, а попытки правильно произнести звук, повторив за взрослым, безуспешны. Неверное восприятие слов на слух, смешение фонем и замена одной на другую, сходную по акустическим признакам, также должны озадачить маму или папу.

Таким образом, большое значение приобретает вовлеченность родителей в процесс развития и воспитания ребенка, внимательно относиться к любым изъянам речи и своевременно обращаться к логопеду, чтобы не иметь возможность оперативно устранить речевые дефекты в дошкольном возрасте. Поскольку грамотная и четкая речь напрямую влияет на коммуникативную функцию.

Деток с дислалией могут не понимать сверстники, передразнивать, что негативно отражается на психике ребенка и приводит к разного рода расстройствам, замкнутости. При несвоевременной коррекции дислалия будет отражаться на письме и при чтении, а также возникнут трудности со звуковым анализом слов. В конечном итоге пострадает общая успеваемость в школе.
Диагностика
Если у вас есть подозрение, что у ребенка дислалия, то следует незамедлительно обратиться к логопеду. Только осмотр специалиста подтвердит или опровергнет данный диагноз. На приеме специалист проводит комплексное обследование, которое включает сбор анамнеза, обследование звукопроизношения и артикуляционной группы, оценку речевой моторики, фонематического слуха. В ходе беседы с родителями логопед выясняет нюансы доречевого и речевого становления малыша, перенесенные заболевания, есть ли у кого-то в семье дефекты речи или билингвы. С помощью специальных упражнений (растянуть губы в улыбке, свернуть язык в трубочку и т. п.) оценивается работа артикуляционного аппарата, темп, точность выполнения движений, мышечный тонус. Затем используются задания с картинками, где нужно назвать изображенные предметы. Материал подобран так, чтобы каждый проверяемый звук находился в 3-х позициях: начало, середина и конец слова.

Таким образом диагностируется форма дислалии. Также предлагается проговорить слоги вроде са — ша, га — ка, называть на иллюстрациях объекты, наименования которых содержат звонкие/глухие, твердые/мягкие, свистящие/шипящие. Так специалист определит, дифференцирует ли ребенок на слух схожие по артикуляции фонемы. Могут быть дополнительно назначены консультации у других докторов (педиатр, невропатолог, лор, окулист).
Коррекция
Коррекционно-педагогическое воздействие можно условно разделить на 3 этапа: подготовительный, коррекционный и закрепление. В зависимости от вида нарушения используются разные подходы.
Первоначально логопед-дефектолог должен найти общий язык с маленьким пациентом, понять его интересы, поскольку занятия обязательно должны проходить в спокойной и комфортной обстановке, с интересом и положительным настроением. На первых порах наибольшее внимание уделяется развитию внимания, памяти, концентрации, восприятия на слух, артикуляционной гимнастике. В отличие от функциональной, при механической дислалии — устраняется источник проблемы (исправляется прикус, пластика уздечки и др.). Затем начинается процесс постановки звуков. Очевидно, что сделать это со всеми звуками сразу и одновременно не получится.

Сначала исправляется один изолированный звук, произношение доводится до автоматизации, либо основной для группы фонем звук. Работа идет и над речевым дыханием. Третий этап — закрепляются результаты. Создаются ситуации, активизирующие диалогическую или монологическую речь с использованием нужных фонем. То есть полученные навыки звукопроизношения ребенок отрабатывает непосредственно при коммуникации.

Целесообразно заниматься с педагогом-логопедом как минимум 3 раза за 7 дней, кроме того, продолжать тренировки дома и соблюдать рекомендации. Прогноз сроков зависит от тяжести состояния и личных данных ребенка дислалию корректируют в среднем от 3-х до 6 месяцев.
Заключение
Дислалия — это в логопедии расстройство, которое подвергается лечению и коррекции. Разумеется, длительность индивидуальной программы зависит от возрастной категории ребенка и форм нарушения, для легкой срок может составить около 12 недель. Наиболее эффективна комплексная терапия функциональной дислалии (как и механической) с привлечением семьи, психолога, в конкретном случае — и иных специалистов. Родителям важно помнить, что контроль здоровья, своевременное посещение логопеда, регулярные занятия и меры по развитию ребенка, ваша грамотная речь — являются составляющими, которые предупредят риски развития дислалии
главный методист
Создатель уникальной авторской методики
Евгения Валеткина
Член комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)
Специалист по работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (СДВГ, аутизм, ЗПР, ДЦП, заикание)
Автор обучающих статей для коррекционных педагогов
    Запишитесь на бесплатную диагностику
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
    Вы получите:
    1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
    2. Персональные рекомендации
    3. Подбор индивидуального курса занятий