Палочки Кюизенера: методика развития и игры для детей

Упражнения по развитию речи ребёнка для детей 4 лет от логопедов Тараторо
1. Что такое палочки Кюизенера
Палочки Кюизенера — это набор обучающих материалов, а точнее палочек, используемых для визуального и тактильного обучения математике и другим абстрактным понятиям. Они были созданы бельгийским учителем математики Джорджом Кюизенером в 1950-х годах прошлого века. Палочек каждого цвета всегда определенное количество, все они разной длины, что облегчает для ребенка освоение таких понятий, как «Больше-меньше», «Длиннее-короче», а также помогает детям лучше понимать числовые взаимосвязи.
2. Описание комплекта
Комплект состоит из палочек разной длины, каждая из которых окрашена в свой уникальный цвет. Это позволяет детям легко и наглядно сравнивать числа и выполнять различные арифметические операции, формировать пространственные и временные представления.
Провести диагностику своего ребёнка можно в нашей школе
3. Цель использования палочек Кюизенера в обучении
Палочки используются для формирования понимания основных математических операций: сложения, вычитания, умножения, деления, сравнения, а также основ геометрии. Играя с таким набором, ребенок запоминает числа, основываясь и на подсчете (количество палочек), и на размере (длина палочки), и на цвете, в результате процесс идет быстрее и эффективнее.
4. С какого возраста можно использовать пособие?
Играть с ребенком можно уже с 3−4 лет, но есть и совсем простые варианты игр для детей 1−2 лет, на развитие мелкой моторики и начальных счетных навыков.
5. Плюсы и минусы
Плюсы:

+ Развитие моторики, логического мышления
+ Поддержка развития внимания и памяти.

Минусы:
- Риск проглатывания младенцами коротких палочек.
- Потеря частей комплекта
6. Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша: сравнение и совместное использование
Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша являются великолепными инструментами для визуального обучения математике, но блоки Дьенеша обычно представляют собой кубики, что делает их менее удобными для решения некоторых обучающих задач.
7. Игры и задания
  • 7.1 Для малышей 1–2 года :

    • Распознавание цвета: научить ребенка определять и называть цвета палочек.

    • Сортировка по длине: помогите ребенку уложить палочки в порядке возрастания или убывания.

  • 7.2 Для детей 3–4 лет :

    • Изучение и построение простых фигур: задайте ребенку задачу построить квадрат, треугольник или прямоугольник.

    • Изучение последовательностей: обучение формированию и распознаванию последовательностей, например, короткая-длинная-короткая.

  • 7.3 Для детей 5–6 лет :

    • Задания на сложение и вычитание: например, какие палочки нужно сложить, чтобы получить сумму равную длине другой палочки.

    • Создание более сложных фигур: поощрение ребенка к созданию сложных геометрических фигур.

    • Также можно учить ребенка пересчитывать палочки в различных направлениях, пользуясь порядковыми числительными мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числительные в соответствии с ситуацией, развивая словарь и умение оперировать математическими понятиями.

  • 7.4 Для детей 7–9 лет :

    • Решение уравнений: использование палочек для визуализации и решения простых уравнений.

    • Изучение множеств: объяснение принципов объединения, пересечения и разности множеств через палочки.

8. Схемы
Важность использования схем не может быть недооценена. Они позволяют визуализировать задачи и упростить их понимание. Схемы могут включать в себя сравнение длин разных палочек, использование палочек для представления дробей или для демонстрации арифметических операций, возможен процесс обучения составу числа, возможно простое выкладывание палочек по образцу.
9. Практические советы по использованию палочек Кюизенера в обучении
  • Подбирайте задания в соответствии с уровнем развития ребенка.

  • Интегрируйте палочки в повседневные игры и действия: например, сравнивайте длину палочек с длиной предметов в доме.

  • Сочетайте палочки с другими обучающими материалами, например, с цифрами и счетными материалами, есть варианты иллюстрированных цветных пособий для самых маленьких детей (например, Финкельштейн Б.Б. "Цветные дорожки")
10. Заключение
Палочки Кюизенера — это не просто обучающий материал, это инструмент, который может пробудить любознательность ребенка и помочь ему увидеть красоту и логику математики, развить любовь к этому непростому предмету. Они прекрасно подходят для индивидуального и группового обучения, а их удобство делает их ценным ресурсом для обучения широкому спектру математических представлений. Веками учителя искали способы сделать математику доступной и понятной, и палочки Кюизенера — это один из тех инструментов, который успешно справляется с этой задачей.
главный методист
Создатель уникальной авторской методики
Евгения Валеткина
Член комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)
Специалист по работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (СДВГ, аутизм, ЗПР, ДЦП, заикание)
Автор обучающих статей для коррекционных педагогов
Запишитесь на бесплатную диагностику
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Вы получите:
1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
2. Персональные рекомендации
3. Подбор индивидуального курса занятий