Обратимся к более подробному описанию норм речевого развития для каждого месяца.
В первый месяц младенец проявляет реакции на родных, прислушивается к посторонним звукам, в ответ на обращение к нему мамы или папы издает преимущественно гласные звуки. Нужно обращать внимание на характер плача: слишком пронзительный или наоборот тихий может свидетельствовать о патологии.
С 2 по 3 месяцы жизни происходит так называемый «комплекс оживления», когда в буквальном смысле младенец оживляется при виде мамы или другого близкого человека, начинает двигать ручками и ножками, произносить гукающие звуки типа «ага», «агу». Похожие звуки возникают при рассматривании игрушки, от радости, когда малыш доволен и сыт. Среди новых умений – сосредоточенный взгляд на объект, издающий звуки.
3-5 месяц – ребенок активно взаимодействует со взрослыми, гулит и издает разные причудливые звукосочетания. Присутствует интонационная выразительность. Стоит обратить внимание на этом этапе на разнообразность звуков, интонацию и движения. Если они однообразны и невыразительны, следует обратиться к специалистам.
6 месяц – это период, когда выявляется такое врожденное расстройство, как глухота. У здорового ребенка в норме появляется лепет, соединяются согласные и гласные, образуя слоги (ма, па, дя, на), при повторении они напоминают короткие слова вроде «баба» или «мама», но малыш еще не отождествляет произносимое с человеком или объектом. Однако отмечается, что при расстройствах лепет вовсе отсутствует, а свойственное более раннему этапу гуление идет на спад.
7 месяц – ребенок начинает улавливать связь между субъектами, предметами и их наименованиями. Малыш уже может показать на картинке слово, которое ему называют. При запоздалом речевом развитии в этом возрасте отсутствует лепет, реакция на просьбы, подражание движениям родителей.
С 8 до 12 месяцев активно развиваются навыки звукоподражания, четко произносятся простые слова вроде «мама», «папа», есть много лепетных слов, малыш уже в состоянии изобразить, как лает собака или мяукает кошка, он уже хорошо понимает, какой предмет и как он называется. Активный и пассивный словарь пополняются, около 10-25 слов уже используются в обиходе. На этом этапе обратите внимание, если ваше чадо предпочитает общаться мимикой, жестами, мычанием – возможно, серьезной патологии нет, но есть небольшое отклонение от нормы.