От рождения до 1 года ребенок проходит 4 этапа развития речи. Разумеется, каждый малыш имеет собственные темпы, поэтому временные рамки могут незначительно колебаться. Но в целом следует ориентироваться на нижеописанные стадии, отсутствие или пропуск одной из них может говорить о возможной патологии.
- Крик. Звуки имеют рефлекторный характер, так как новорожденный не имеет иного инструмента, кроме крика, для того чтобы позвать взрослого или сообщить о своих потребностях. Период от 0 и до 6-8 недель.
- Гуление. 2-5 месяцев – период, когда у крика появляется интонация, младенец издает гукающие звуки вперемешку с согласными, это первые «агу», «гы», «га» и другие. Этот этап сопровождается появлением первой улыбки, затем смеха.
- Лепет. 5-11 месяцев – для этого отрезка характерно появление в речи отдельных слогов, часто образующих короткие слова. Например: ма-ма, па-па, ба-ба, ня-ня и т.д.
- Первые слова. 10-12 месяцев – это время, когда лепетные слова малыш соотносит с конкретным человеком/предметом/игрушкой. То есть это не просто набор слогов, а, к примеру, «мама» уже адресовано именно родителю. Помимо этого, активно обогащается пассивный словарь: ребенок еще не в состоянии произнести многие слова, но он понимает обращенную к нему речь, понимает и выполняет простейшие просьбы – принести машинку, показать стул или мяч.
Так, вы понимаете, что к концу первого года жизни желательно, чтобы были пройдены в полной мере все этапы речевого развития, нормы речевого развития детей дошкольного возраста, появились первые короткие слова, активный лексикон должен составлять порядка 10-20 слов, при этом установлена четкая связь между произносимым словом и предметом.