Запишитесь на бесплатную диагностику
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Вы получите:
1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
2. Персональные рекомендации
3. Подбор индивидуального курса занятий

Нормы речевого развития детей: таблица и характеристика

Упражнения по развитию речи ребёнка для детей 4 лет от логопедов Тараторо
Желательно выявлять нарушения на ранней стадии, чтобы не упустить время и исправить их. Для этого рекомендуется регулярно консультироваться с педиатром, логопедом, неврологом, а также быть в курсе основных этапов развития детей в разные возрастные периоды и знать нормы речевого развития детей раннего возраста. В этой статье мы поговорим о том, какие существуют особенности развития речи детей 3−4 лет и с помощью каких упражнений можно благотворно повлиять на данный процесс.
Вы отдыхаете - ребёнок увлечён и получает новые знания!
Этапы речевого развития ребенка
От рождения до 1 года ребенок проходит 4 этапа развития речи. Разумеется, каждый малыш имеет собственные темпы, поэтому временные рамки могут незначительно колебаться. Но в целом следует ориентироваться на нижеописанные стадии, отсутствие или пропуск одной из них может говорить о возможной патологии.

  1. Крик. Звуки имеют рефлекторный характер, так как новорожденный не имеет иного инструмента, кроме крика, для того чтобы позвать взрослого или сообщить о своих потребностях. Период от 0 и до 6-8 недель.

  2. Гуление. 2-5 месяцев – период, когда у крика появляется интонация, младенец издает гукающие звуки вперемешку с согласными, это первые «агу», «гы», «га» и другие. Этот этап сопровождается появлением первой улыбки, затем смеха.

  3. Лепет. 5-11 месяцев – для этого отрезка характерно появление в речи отдельных слогов, часто образующих короткие слова. Например: ма-ма, па-па, ба-ба, ня-ня и т.д.

  4. Первые слова. 10-12 месяцев – это время, когда лепетные слова малыш соотносит с конкретным человеком/предметом/игрушкой. То есть это не просто набор слогов, а, к примеру, «мама» уже адресовано именно родителю. Помимо этого, активно обогащается пассивный словарь: ребенок еще не в состоянии произнести многие слова, но он понимает обращенную к нему речь, понимает и выполняет простейшие просьбы – принести машинку, показать стул или мяч.

Так, вы понимаете, что к концу первого года жизни желательно, чтобы были пройдены в полной мере все этапы речевого развития, нормы речевого развития детей дошкольного возраста, появились первые короткие слова, активный лексикон должен составлять порядка 10-20 слов, при этом установлена четкая связь между произносимым словом и предметом.
Онтогенез речевого развития ребенка по месяцам
Обратимся к более подробному описанию норм речевого развития для каждого месяца.

В первый месяц младенец проявляет реакции на родных, прислушивается к посторонним звукам, в ответ на обращение к нему мамы или папы издает преимущественно гласные звуки. Нужно обращать внимание на характер плача: слишком пронзительный или наоборот тихий может свидетельствовать о патологии.

С 2 по 3 месяцы жизни происходит так называемый «комплекс оживления», когда в буквальном смысле младенец оживляется при виде мамы или другого близкого человека, начинает двигать ручками и ножками, произносить гукающие звуки типа «ага», «агу». Похожие звуки возникают при рассматривании игрушки, от радости, когда малыш доволен и сыт. Среди новых умений – сосредоточенный взгляд на объект, издающий звуки.

3-5 месяц – ребенок активно взаимодействует со взрослыми, гулит и издает разные причудливые звукосочетания. Присутствует интонационная выразительность. Стоит обратить внимание на этом этапе на разнообразность звуков, интонацию и движения. Если они однообразны и невыразительны, следует обратиться к специалистам.

6 месяц – это период, когда выявляется такое врожденное расстройство, как глухота. У здорового ребенка в норме появляется лепет, соединяются согласные и гласные, образуя слоги (ма, па, дя, на), при повторении они напоминают короткие слова вроде «баба» или «мама», но малыш еще не отождествляет произносимое с человеком или объектом. Однако отмечается, что при расстройствах лепет вовсе отсутствует, а свойственное более раннему этапу гуление идет на спад.

7 месяц – ребенок начинает улавливать связь между субъектами, предметами и их наименованиями. Малыш уже может показать на картинке слово, которое ему называют. При запоздалом речевом развитии в этом возрасте отсутствует лепет, реакция на просьбы, подражание движениям родителей.

С 8 до 12 месяцев активно развиваются навыки звукоподражания, четко произносятся простые слова вроде «мама», «папа», есть много лепетных слов, малыш уже в состоянии изобразить, как лает собака или мяукает кошка, он уже хорошо понимает, какой предмет и как он называется. Активный и пассивный словарь пополняются, около 10-25 слов уже используются в обиходе. На этом этапе обратите внимание, если ваше чадо предпочитает общаться мимикой, жестами, мычанием – возможно, серьезной патологии нет, но есть небольшое отклонение от нормы.
Проверить нормы речевого развития ребёнка
Нормы речевого развития детей: таблица и характеристика
Раннее развитие речи
Процессы, связанные с формированием речи, начинают происходить уже во внутриутробном периоде. Именно поэтому во время беременности так важно правильно питаться, достаточно отдыхать и пребывать на свежем воздухе, избегать стрессов. Полезно разговаривать с ребенком, слушать красивую музыку, читать сказки – малыш воспринимает информацию извне, нервные связи и структуры мозга формируются в первые 9 месяцев. Также важно понимать, что ряд негативных факторов оказывает влияние на раннее речевое развитие ребенка даже в утробе матери. К таковым относятся:

- генетика, предрасположенность к нарушениям;

- алкоголь и никотин;

- скудное питание, нехватка витаминов и микроэлементов;

- гипоксия плода;

- резус-конфликт;

- перенесенные во время беременности инфекции и хронические заболевания матери.

После рождения ребенка на первом году жизни крайне важно постоянно разговаривать с ним, комментируя все повседневные манипуляции – купание, гигиену, прогулку, прием пищи. Чем детальнее вы описываете процессы, тем лучше для активного и пассивного словаря. Например: сейчас мы будем кушать, возьмем тарелку, вилку, ложку, нальем водички в чашку и так далее. Полезно включать звуки природы, пение птиц, песенки или аудиосказки – это благотворно действует на развитие фонематического слуха. Мелкая моторика тесно связана с речевым центром поэтому начиная с первых месяцев предлагайте ребенку тактильно приятные игрушки, давайте потрогать предметы, объясняя, что вот это твердое, зеленое, а это – мягкое, круглое и т.д. Ваша четкая и правильная речь – наилучший ориентир и источник знаний для малыша. Следите за собой и старайтесь называть вещи «своими именами», без чрезмерного "сюсюканья" и искажения слов, так как подобный формат общения приводит к тому, что ребенок запоминает именно такие формы слов и возникают сложности с переучиванием.
Остались вопросы?
напишите нам
Менеджеры ответят на любые вопросы
Нормы речевого развития детей: таблица и характеристика
Задержка речевого развития
Отклонения от нормы чаще всего встречаются у недоношенных деток, вследствие родовых травм, при заболеваниях слуха или зрения, при патологиях нервной системы. Не менее серьезной причиной задержки в развитии является недостаток внимания и общения в дошкольное время: когда родители мало проводят времени или мало общаются с ребенком. Симптомы, которые должны стать сигналом, что следует обратиться к врачу:

- отсутствует гуканье или гуление

- не фокусируется на объектах

- в полгода нет лепета, равнодушен к окружающему миру

- монотонность и безэмоциональность гуления или лепета

- не понимает, откуда источник звука

- до года не выговаривает никаких слов, только невнятный лепет или общение жестами

- трудности с жеванием, глотанием, спазмы или асимметрия языка, челюсти

Регулярно посещайте детского невролога и логопеда для своевременного диагностирования отклонений. Любая задержка в развитии речи может привести к общему отставанию в интеллектуальном развитии, сделать малыша замкнутым, агрессивным, затруднить овладение письмом и чтением.

Еще один важный момент, что физиологически мальчики и девочки созревают с разной скоростью, поэтому зачастую девочки быстрее начинают разговаривать – этот фактор тоже надо учитывать. Кроме того, есть и психологические особенности нормы речевого развития дошкольников – если ребенок более замкнутый, любит молчать, то с большей вероятностью заговорит позже описанных норм. А есть наоборот активные и общительные детки, которые легко заговаривают с другими, любят задавать вопросы и начинают это делать очень рано.
Посмотрите на результаты после занятий в Тараторо с онлайн логопедом
Коля, поставил звук "Р" за 2,5 месяца
Нормы речевого развития детей 1 года
Этот период характеризуется появлением первых осознанных слов. Малыш понимает и выказывает интерес к речи других людей, понимает большинство глаголов движения (садиться, стоять, бегать, прыгать), связывает жесты и слова (машет рукой, когда говорит «пока» или кивает головой в случае ответа «да»).
Нормы речевого развития детей: таблица и характеристика
Нормы речевого развития дошкольников
Нормы речевого развития детей 1-2 лет
Нормы речевого развития детей раннего возраста - развита способность повторять за взрослыми слова. В активном словаре ребенка 50-100 или даже 200-300 слов. Строит короткие предложения вроде «Мама, дай» или «Хочу пить», «Хочу играть». В речи появляются местоимения, предлоги, прилагательные. К 2 годам словарный запас увеличивается в 3 раза.
Нормы речевого развития детей 2-3 лет
Нормы речевого развития детей лет 2-3 - продолжается пополнение лексикона до 1000 слов, предложения становятся многословными (3 и более) – развивается фразовая речь. Различает цвета, размеры, формы. Запоминает песенки, стишки, может пересказать сказку или историю, высказать свое мнение более менее понятно для окружающих.
Нормы речевого развития детей 3-4 лет
Интенсивное развитие устной речи, улучшается произношение, хотя ряд звуков может быть еще труднопроизносим (ж, ш, щ и др.). Фразовая речь становится еще более объемной, предложения – сложносочиненными и сложноподчиненными. Используется большинство частей речи, осваиваются грамматические формы – единственное и множественное число, падежи, окончания и др. Отличительной особенностью этого возраста становится повышенная любознательность, которая сопровождается излюбленными вопросами «почему? зачем? как?» это нормы речевого развития ребенка 4 лет.
Нормы речевого развития детей: таблица и характеристика
Нормы речевого развития детей лет 3-4
Нормы речевого развития детей 4-5 лет
Перечислим нормы речевого развития детей 4 5 лет. Словарный запас 2000 и более единиц. В этом возрасте появляется монологическая речь, во время игры может называть действия, которые совершает. Правильно произносит практически все звуки, кроме «р». Рассказывает наизусть небольшие стихотворения, подробно пересказывает тексты. Совершенствуется связность, логичность речи, используются числительные, наречия. Речевой слух хорошо развит: меняют голоса, имитируя персонажей сказок; определяют место звука в слове; замечают неправильное произношение других и т.д. У ребенка в 5 лет формируется внутренняя речь (мысли и рассуждения).
Нормы речевого развития детей 5-6 лет
Практически отсутствуют грамматические ошибки, редко остаются трудности с произношением звука «р». Нередко трудно поставить ударение в малознакомых словах, однако исправления быстро усваиваются. Уже способен сам составить рассказ по картинке, придумать историю. Активно использует в речи синонимы, антонимы, причастия. Контролирует громкость речи – говорит тихо, громко, шепотом. Так же нормы речевого развития детей 5 6 лет включает легко выстраиваемый диалог со сверстниками и взрослыми. Классификацию и обобщение предметов (овощи, фрукты, бытовая химия, молочные продукты, техника и т.д.).
Нормы речевого развития детей 6 лет
Совершенствуется синтаксис речи, свободно задает вопрос и отвечает на них развернутыми предложениями с использованием почти всех частей речи. Звукопроизношение уже автоматизировано, владеет основами грамоты, может читать по слогам, сравнивать картинки, описывать пейзаж, логично обосновать свое собственное суждение.
Нормы речевого развития детей: таблица и характеристика
Нормы речевого развития детей 6 лет
Нормы речевого развития детей 7 лет
Нормы речевого развития детей 7 лет включают несколько этапов. Пополняется лексикон. Совершенствуется монологическая и диалогическая речь. Происходит формирование культуры речевого общения, этикета. Ребёнок уже умеет составлять историю с опорой на заданные слова, находить в тексте конкретные части речи. Умеет писать.
Запишитесь на бесплатную диагностику
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Вы получите:
1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
2. Персональные рекомендации
3. Подбор индивидуального курса занятий
Заключение
Итак, обобщим нормы речевого развития детей дошкольного возраста в таблице.
Нормы речевого развития детей: таблица и характеристика
главный методист
Создатель уникальной авторской методики
Евгения Валеткина
Член комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)
Специалист по работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (СДВГ, аутизм, ЗПР, ДЦП, заикание)
Автор обучающих статей для коррекционных педагогов