Запишитесь на бесплатную диагностику
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Вы получите:
1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
2. Персональные рекомендации
3. Подбор индивидуального курса занятий

Логопедические упражнения на звук «Ш» и «Ж»

Упражнения по развитию речи ребёнка для детей 4 лет от логопедов Тараторо
Шипящие звуки («ш», «ж», «ч», «щ») появляются в речи ребенка в возрасте 4−4,5 лет. Хотя в этот период артикуляционный аппарат все еще считается незрелым, поэтому допускаются неточности в звукопроизношении. Однако после 5 лет неверное произношение данных звуков уже переходит в разряд речевого нарушения и требует коррекционной работы с логопедом. Таким образом, если вы замечаете у ребенка трудности с произнесением какого-либо звука из указанной группы или есть сомнения в правильности артикуляционных движений, то следует обратиться к специалисту для диагностики и дальнейшего исправления изъяна. Очень важно вовремя заняться устранением проблемы, в противном случае неправильное произношение закрепится в речи, его будет сложнее выправить, и впоследствии оно может негативно отражаться на письме, чтении.
Отметим, что можно периодически проводить самодиагностику в домашних условиях. Для этого воспользуйтесь логопедическими тестами и упражнениями на проговаривание слов и слогов с нужной фонемой.

Конечно же, для оценки состояния здоровья ребенка рекомендуем регулярно проводить плановую диагностику в медучреждении и также обращаться за консультациями к логопеду. Обследовать речь и выявить уровень сформированности речевых функций можно как в очном, так и в удобном онлайн формате. Поскольку только профессионал сможет выявить расстройство речи, поставить правильный диагноз и подобрать персональный план коррекции. Обычно проверка правильности произношения группы шипящих звуков проходит в несколько этапов. В процессе общего тестирования ребенок должен повторить фразы, содержащие, например, букву «ш». Ответить на вопросы, подбирая нужное слово. Затем выговорить слоги, которые называет логопед, содержащие как конкретный звук, так и оппозиционный. Такая проверка позволяет специалисту наиболее точно определить, есть ли у ребенка речевое нарушение. Диагностика проходит в формате игры. В качестве дидактических материалов используются яркие картинки и предметы.
Вы отдыхаете - ребёнок увлечён и получает новые знания!
Какие бывают нарушения произношения
Наиболее распространенные варианты приведены ниже.

 — Губно-зубной сигматизм, при котором нижняя губа соприкасается с верхними резцами и получается что-то похожее на «ф» (шары — фары).

 — Призубный — на верхние и нижние зубы давит кончик языка, искажая «ш» и превращая в нечто среднее между «т» и «д» (жуки — дуки).

 — Боковой — эта форма сигматизма сопровождается специфическим звуком, схожим с хлюпаньем. При этом смещается положение кончика языка в бок, может опускаться левый или правый угол губ, а воздух выходит не строго прямо, как должен, а влево или вправо.

 — Щечное произнесение — отличается раздуванием обеих щек, вследствие чего проявляется посторонний шум.

 — Носовое — характеризуется гнусавостью, храпом, воздушная струя проходит не через рот, а через нос.

 — Смягчение — в этом случае звуки «ш» заменяется на мягкий.
Причины трудностей
Грамотная и четкая речь зависит от многих факторов. У здорового человека слаженно функционируют ЦНС, дыхательная система, органы артикуляционного и голосового аппарата, а также слух. Любое отклонение той или иной составляющей приводит к различным дефектам и расстройствам речи. Таким образом причины можно разделить на физиологические (аномалии в строении артикуляционных органов, ортодонтологические проблемы, нарушение слуха, ЗРР и другие заболевания, влияющие на общее развитие) и остальные, неорганические факторы (модель неправильного произношения в окружении, гипер уменьшительно-ласкательная речь родителей, чрезмерно длительное использование соски в раннем возрасте, отсутствие регулярных занятий и общения с малышом).
Поставить речь ребёнку можно не выходя из дома
Постановка звука ш, ж
Коррекционные занятия с логопедом, соблюдение рекомендаций и тренировки дома в течение 10−15 минут в день гарантированно дадут устойчивый результат. Сроки варьируются в зависимости от особенностей конкретного ребенка и сложности случая: от трех месяцев до полугода и более.

Логопедические упражнения на звук «ш» всегда начинаются с артикуляционной гимнастики. С ее помощью ребенок учится чувствовать работу органов артикуляционного аппарата, управлять и координировать движения. Это равноценно зарядке для конкретной группы мышц. Благодаря артикуляционной гимнастике развивается и укрепляется мускулатура речевого аппарата, улучшается эластичность и подвижность.

Разминка включает широкое раскрытие рта, сворачивание языка в трубочку, поднятие к верхним коренным зубам, затем к нижним губам и зубам, цоканье лошадки и т. д. Затем выполняются следующие артикуляционные упражнения:

1. Округляем губы и дуем на ладошки, будто стараемся согреть их, не надувая при этом щеки.

2. Открываем рот, высовываем язык и кладем его на нижнюю губу. Представляем, что нам дали конфетку и нужно «приклеить» ее к небу. Сделать это необходимо исключительно языком, челюсть, губы и щеки остаются неподвижными.

3. Слегка улыбаемся, приоткрываем рот и кладем расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживаем его в таком положение 5−7 секунд.

4. Показываем широкую улыбку, далее «прилепляем» язык к верхнему небу и, сохраняя положение, стараемся как можно больше открыть рот.

5. Изображаем чашку — округляем боковые края языка и кончик таким образом, чтобы вовнутрь можно было капнуть воды. Удерживаем 5 секунд.

6. Создаем «ворота» на столе, и пытаемся «забить гол» кусочком ваты. Ее необходимо сдувать в нужном направлении, регулируя силу воздушного потока, соблюдая правильную артикуляцию звука. Такое же задание можно делать с использованием разноцветных кусочков бумаги или осенних листьев — это разнообразит деятельность и сделает ее более увлекательной.

7. Удерживаем положение «широкая улыбка — язык на верхней губе» и дуем на свой нос, как будто пытаемся сбросить снежинку.
Подражание
В ряде случаев данная методика оказывается эффективной. Суть заключается в том, что логопед и ребенок усаживаются перед зеркалом, специалист демонстрирует произношение звука «ш», попутно объясняя, где и в какой позиции находятся артикуляционные органы. Малыш наблюдает за процессом и пытается повторить.
Постановка шипящих через другие звуки
Чаще всего при отсутствии нарушений подвижности органов речи такой способ позволяет в короткие сроки освоить звук ш. Для этого ребенку нужно произнести «с» и зафиксировать язык прижатым к небу, ближе к верхним коренным зубам. Теперь выпустить порцию воздуха, не меняя исходное положение, не напрягая лицо.

Через звук «т» также можно поставить шипящий. Малыш несколько раз с придыханием произносит эту фонему: «т-т-т», а затем старается проговаривать ее как можно медленнее, делая поток воздуха все более длинным. В результате получается нужное шипение.

Если ребенок уже умеет выговаривать как следует «р», то это умение смело можно использовать при постановке звука «ш». Следует произнести «р-р-р», после чего остановить вибрацию и продолжить выдувать воздух, пока не услышим характерное шипение.
Посмотрите на результаты после занятий в Тараторо с онлайн логопедом
Коля, поставил звук "Р" за 2,5 месяца
Как закрепить результат
Когда изолированное произношение звука «ш» уже автоматизировано, необходимо активно вводить его в употребление и в упражнениях на закрепление. К таким относятся повторение слогов, где нужная фонема в начале (ши-ша-шу), в конце (уш-ош-аш), коротких слов (шаг, шар, шут, шея), длинных слов (лошадка, лапша, шепот, шутник, ушиб).

Логопедические игры с использованием скороговорок и стишков — еще один прекрасный вариант времяпровождения с пользой.

1. «Закончи словечко». Пишем слова, которые оканчиваются звуком «ш», но не дописываем саму букву. Просим ребенка произнести целиком: камы…, ландыш…, выигры…

2. «Запомни и повтори». Выбираем ряд слов и просим повторить их в точном порядке: малыш-камыш-душ.

3. Единственное и множественное число. Такие задания помогут отработать не только произношение, но и грамматические навыки: камыш-камыши, мышь-мыши, машина-машины.

4. Чистоговорки, стихотворения и т. п. Например:

Лежит кошка на подушке,

Шевелит тихонько ушком.



Маленький мишка

Наступил на шишку.




Отказались мы от каши

Вместе с Мишей и Наташей.




На шоссе стоит машина —

Прокололась ее шина.




Три веселые подружки

Пили сок, жевали сушки.

5. Познавательным является и такое логопедическое упражнение на звук ш, как заучивание пословиц: Шила в мешке не утаишь; Что за шум, а драки нет?; Шелк не рвется, штык не гнется; Зимой шубка — не шутка.

Логопедические упражнения на звук «ш» и «ж» в целом схожи между собой. Только при произнесении звонкого участвуют голосовые связки. Воздух выдыхается более слабо, язык почти не напрягается. Артикуляционная гимнастика и вышеприведенные методики актуальны для постановки шипящего звука «ж». Только слоги и слова подбираются соответственно с другой фонемой. К примеру: жи, жу, жа, жук-жик-жок, слова вроде уж, жук, лыжи, нож. Для развития фонематического слуха и навыка дифференциации звуков подойдет упражнение «Домики»: стаканчик или бумага синего и зеленого цветов — импровизированные дома, в которые ребенку нужно поместить белую либо красную фишку в зависимости от звука, который он услышит, — об этом вы договариваетесь заранее. Далее перечисляется ряд слов (допустим: баклуши, горошек, жор, абажур, шнурок), выполняется задание, подсчитывается, какой звук использовался чаще, разбираются ответы.

Варианты чистоговорок:

Еж со мной дружил все лето,

Расскажу друзьям об этом.


У Жени и у Жанны

Желтые пижамы.


Бежал Жора по дорожке,

На ногах его сапожки.


Врач бежит как на пожар,

У ребенка сильный жар.

Для автоматизации звука «ж» подойдут такие пословицы:

Жадное брюхо ест по ухо;

Ржавое железо не блестит;

Живи своим трудом, а не чужим добром.


Их полезно не просто проговорить с ребенком, но и подробно разобрать значение, поговорить, какие ситуации описывает та или иная фраза. Такая активность значительно расширяет кругозор, способствует формированию образного мышления, познанию морально-этических норм, воспитанию личностных качеств.
Остались вопросы?
напишите нам
Менеджеры ответят на любые вопросы
Заключение
Постановка шипящих звуков — при грамотном подходе и регулярных занятиях абсолютно решаемая задача. Желательно озаботиться исправлением речевых дефектов сына или дочери в дошкольном возрасте, чтобы в будущем не возникло трудностей в освоении школьной программы и не пострадала успеваемость. Возьмите на заметку рекомендации логопедов, в которых говорится о мерах, которые можно предпринять для профилактики речевых нарушений:

1. Создание благоприятной разговорной среды внутри дома, то есть как можно больше общайтесь с малышом с малых лет, объясняя новые для него определения, всячески вовлекая его в диалоги и стимулируя развернутые ответы на ваши вопросы. Семья — это главный источник знаний для маленького человека, он впитывает все, что видит и слышит, подражает этому. Поэтому взрослым так важно следить за собственной речью, избегая искажения слов. Ваше четкое и правильное произношение — самый лучший пример.

2. Комментируйте свои действия — так вы расширяете активный и пассивный словарь ребенка. Новые понятия вводите в речь чаще, сами создавайте ситуации, в которых задействуется нужное слово или звук.

3. Применяйте игровую форму обучения — сейчас огромное количество материалов и иллюстраций в свободном доступе для того, чтобы закреплять произношение в процессе игры.

4. Внимательно относитесь к любым дефектам произношения ребенка, систематически посещайте логопеда и других специалистов для оценки состояния здоровья. Так вы не упустите физиологические причины нарушения произношения.
главный методист
Создатель уникальной авторской методики
Евгения Валеткина
Член комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)
Специалист по работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (СДВГ, аутизм, ЗПР, ДЦП, заикание)
Автор обучающих статей для коррекционных педагогов
    Запишитесь на бесплатную диагностику
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
    Вы получите:
    1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
    2. Персональные рекомендации
    3. Подбор индивидуального курса занятий