Когда изолированное произношение звука «ш» уже автоматизировано, необходимо активно вводить его в употребление и в упражнениях на закрепление. К таким относятся повторение слогов, где нужная фонема в начале (ши-ша-шу), в конце (уш-ош-аш), коротких слов (шаг, шар, шут, шея), длинных слов (лошадка, лапша, шепот, шутник, ушиб).
Логопедические игры с использованием скороговорок и стишков — еще один прекрасный вариант времяпровождения с пользой.
1. «Закончи словечко». Пишем слова, которые оканчиваются звуком «ш», но не дописываем саму букву. Просим ребенка произнести целиком: камы…, ландыш…, выигры…
2. «Запомни и повтори». Выбираем ряд слов и просим повторить их в точном порядке: малыш-камыш-душ.
3. Единственное и множественное число. Такие задания помогут отработать не только произношение, но и грамматические навыки: камыш-камыши, мышь-мыши, машина-машины.
4. Чистоговорки, стихотворения и т. п. Например:
Лежит кошка на подушке,
Шевелит тихонько ушком.
Маленький мишка
Наступил на шишку.
Отказались мы от каши
Вместе с Мишей и Наташей.
На шоссе стоит машина —
Прокололась ее шина.
Три веселые подружки
Пили сок, жевали сушки.
5. Познавательным является и такое логопедическое упражнение на звук ш, как заучивание пословиц: Шила в мешке не утаишь; Что за шум, а драки нет?; Шелк не рвется, штык не гнется; Зимой шубка — не шутка.
Логопедические упражнения на звук «ш» и «ж» в целом схожи между собой. Только при произнесении звонкого участвуют голосовые связки. Воздух выдыхается более слабо, язык почти не напрягается. Артикуляционная гимнастика и вышеприведенные методики актуальны для постановки шипящего звука «ж». Только слоги и слова подбираются соответственно с другой фонемой. К примеру: жи, жу, жа, жук-жик-жок, слова вроде уж, жук, лыжи, нож. Для развития фонематического слуха и навыка дифференциации звуков подойдет упражнение «Домики»: стаканчик или бумага синего и зеленого цветов — импровизированные дома, в которые ребенку нужно поместить белую либо красную фишку в зависимости от звука, который он услышит, — об этом вы договариваетесь заранее. Далее перечисляется ряд слов (допустим: баклуши, горошек, жор, абажур, шнурок), выполняется задание, подсчитывается, какой звук использовался чаще, разбираются ответы.
Варианты чистоговорок:
Еж со мной дружил все лето,
Расскажу друзьям об этом.
У Жени и у Жанны
Желтые пижамы.
Бежал Жора по дорожке,
На ногах его сапожки.
Врач бежит как на пожар,
У ребенка сильный жар.
Для автоматизации звука «ж» подойдут такие пословицы:
Жадное брюхо ест по ухо;
Ржавое железо не блестит;
Живи своим трудом, а не чужим добром.
Их полезно не просто проговорить с ребенком, но и подробно разобрать значение, поговорить, какие ситуации описывает та или иная фраза. Такая активность значительно расширяет кругозор, способствует формированию образного мышления, познанию морально-этических норм, воспитанию личностных качеств.