Одной из наиболее распространенных проблем, с которой обращаются к логопеду, является трудность в произношении звука «Р». Конечно же, не стоит чрезмерно переживать, если при отсутствии задержки речевого развития ребенок его не выговаривает. Звук позднего онтогенеза окончательно формируется к 5−6 годам. Заняться исправлением небольших изъянов можно и в более раннем возрасте. Тем не менее существуют виды нарушений произношения: горловое, доральное, боковое. Чтобы вовремя диагностировать их, желательно обратиться к логопеду.
В каждом конкретном случае сроки постановки данного звука зависят от многих факторов. Начиная от физиологических, например, как устроен артикуляционный аппарат, заканчивая психологической готовностью ребенка, родителей. Не менее важен и опытный специалист рядом, который грамотно и правильно составит индивидуальный план уроков. Логопедические упражнения на автоматизацию звука «Р» можно выполнять в домашних условиях. Есть много вариаций занятий, которые помогут автоматизировать произношение.
Подготовительный этап включает разминку, которая позволит ребенку познакомиться со строением речевого аппарата и прочувствовать мышцы. Разберите совместно, где находится кончик и боковые края языка, спинка и нижняя часть с уздечкой, мягкое небо. Логопедические упражнения на звук «Р» начинаются с артикуляционной гимнастики по принципу от простого к сложному. Из множества вариантов приведем некоторые примеры: