Логопедические упражнения для детей: эффективные упражнения на каждый день

Упражнения по развитию речи ребёнка для детей 4 лет от логопедов Тараторо
Проблемы с произношением и другие речевые нарушения – нередкое явление у детей в дошкольном возрасте. Крайне важно наблюдать за развитием ребенка, своевременно обследоваться у специалистов для раннего выявления возможных проблем с речью. Чем раньше вы начнете корректировать изъяны, тем быстрее достигнете стабильного результата и предупредите возможные проблемы в будущем. Например, существует такое расстройство, как дисграфия – когда ошибки в устной речи переходят на письменную и затрудняют полноценное овладение письмом. Так, если вы заметили, что ребенок не произносит звуки, переставляет слоги, неверно использует окончания слов – не откладывайте визит к логопеду. А начать занятия дома вы можете уже сейчас, используя логопедические упражнения для профилактики речевых нарушений и развития красивой речи.
Когда надо заниматься
Зная основные этапы формирования речи у детей дошкольного возраста, вы с наибольшей вероятностью сможете сориентироваться, соответствует ли нормам текущий уровень развития малыша. Конечно, каждый ребенок развивается в своем темпе, и незначительные отклонения от норм допускаются. И если ваш ребенок в 3 года не владеет навыками пересказа текста – это точно не повод для беспокойства. Однако обращайте внимание на следующие нюансы:

- ребенок не выговаривает или плохо выговаривает конкретные звуки;

- переставляет слоги в словах;

- заменяет звуки, например, вместо «котик» говорит «тотик»;

- речь несвязная, в окончаниях слов ошибки;

- «каша во рту»;

- речь развивается с отставанием.

Помните, что только логопед может точно сказать, есть ли у ребенка задержка речевого развития или предпосылки к речевым нарушениям. Специалист ответит на вопросы, даст рекомендации и подберет комплекс логопедических упражнений на каждый день.
Причины нарушений
Причины нарушений могут носить наследственный характер, быть следствием внутриутробной патологии, родовых травм, перенесенных инфекционных заболеваний в первый год жизни. Также влияют психологические факторы: недостаточное общение с ребенком, различные психологические травмы. Часто нарушения речи связаны со слабостью дыхания, неразвитостью мышц языка, губ, щёк. Иногда логопедическая проблема возникает из-за того, что малыш долго сосал соску или ел из бутылочки. Может быть задержка в развитии фонематического слуха. Однако большинство логопедических проблем поддаются коррекции. Если вы обратились к грамотному логопеду, а также ежедневно занимаетесь с ребенком самостоятельно, то устранить многие речевые дефекты возможно.
Развить базовые речевые навыки можно при выборе курса «Комплексное развитие речи»
Занятия дома
Заниматься дома логопедическими упражнениями очень просто. В таких занятиях есть масса плюсов. Например, комфортная обстановка – дома в привычной среде ребенок расслаблен. Для занятий максимум что вам понадобится – зеркало и хорошее настроение. Многие упражнения можно делать в процессе игр, в движении или сидя вместе на диване. Главными правилами домашних упражнений являются регулярность и терпение. Очевидно, что достичь устойчивого быстрого результата за один урок нельзя – и это относится к любому делу. Поэтому будьте готовы к тому, что нужно заниматься ежедневно начиная от 5 минут и постепенно делая упражнения все более длительными. Хвалите чадо за успехи и не акцентируйте внимание, если что-то не получается. Обязательно учитывайте возраст, самочувствие и интересы вашего ребенка. Кто, как не вы, лучше всего знаете, что его увлекает: начинайте с наиболее занимательных и захватывающих внимание заданий, а затем вводите менее интересные.
Виды упражнений
1. Артикуляционная гимнастика. Рекомендуется начинать занятия именно с комплекса упражнений на развитие мышц речевого аппарата. Это очень важная часть в работе над постановкой звуков. Следует делать гимнастику 1-2 раза в день, количество повторений – 5-10 раз. Будет здорово, если вы выполняете упражнение совместно с ребенком.

- Вытягиваем губы в трубочку, зубы плотно сжимаем.

- Делаем широкую улыбку и удерживаем несколько секунд.

- Приоткрываем рот, язык поднимаем к верхним зубам.

- Качаем язык вверх и вниз поочередно, удерживая положение на несколько секунд.

- Держим расслабленный язык на нижней губе.

- Тянем язык сначала к носу, затем вниз, к подбородку, затем к левому и правому уголкам рта.

- Широко открываем рот в улыбке и стараемся «приклеить» язык к небу.

- Тоже самое, что в предыдущем варианте, только к небу «приклеиваем» кончик языка и щелкаем, как будто цокает лошадка.

2. Дыхательные упражнения. Правильное речевое дыхание делает речь четкой, выразительной, ритмичной.

- Дуем на тонкий листок бумаги, как на свечку. Задача в том, чтобы в течение 5-10 секунд заставлять листок дрожать. То же самое можно проделать с ваткой – словно ветер, дуть и передвигать ее то в одну сторону, то в другую.

- Представляем, что накачиваем насосом шину: на выдохе произносим «ш-ш-ш», затем следующий раз – «с-с-с».

- Высовываем язык и быстро-быстро дышим, как собачка в жаркую погоду.

- Изображаем ворону: поднимаем руки вверху, опускаем и приседаем, можно с сильным выдохом либо со слогом «каааа».

3. Мелкая моторика. Научно доказано, что развитие мелкой моторики положительно влияет на речевой центр, активизируя его. Данная методика подходит для занятий в любом возрасте и для детей с любым уровнем развития.

Что подойдет для уроков:

- пластилин для лепки;

- емкости и предметы для сортировки: например, отделять горох, фасоль, пуговицы, бусины;

- песок – его можно пересыпать из чаши в чашу, а также прятать в него предметы и доставать пальчиками;

- шарики – катайте их ладонями по столу, не давая выскользнуть;

- бумага – ее можно рвать на мелкие кусочки или комкать и забрасывать в корзину;

- всевозможные конструкторы, балансиры, с мелкими деталями;

- творческие занятия с бусинами, мозаикой и т.д.

Кроме того, можно вовлекать ребенка в бытовые процессы, тем самым развивая моторику рук, например: вы печете печенья, попросите малыша раскатать кусочек теста скалкой и украсить его изюминками.

4. Пальчиковые игры. Хороши игры, где мы сочетаем движения рук и речь. Все мы помним со школьных времен: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали».

«Пила»: ставим ладонь ребром и изображаем движения пилы, одновременно приговаривая

«Пила, пила, пили быстрей,

мы строим домик для друзей».

«Прятки» – одновременно сгибаем и разгибаем все пальцы рук. Ставим левый и средний палец одной руки на ладонь другой, делаем шагающие движения пальцами и повторяем:

«Аты-баты, шли солдаты,

аты-баты, на базар,

аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар».


5. Фонематический слух. Иначе говоря, это восприятие звуков, слов, речи на слух. Для развития фонематического слуха подойдут такие игры:

- ребенок хлопнет в ладоши, когда слышит слово с загаданным звуком: например, выбираем «л» и называем слова «лапа», «каша», соль», задача малыша – вычленить на слух нужный звук и среагировать;

- произносите слова и просите назвать первый звук или выберите любимый мультик и попросите назвать первые звуки в именах героев;

- назовите звук и попросите назвать предмет, овощ или игрушку, начинающиеся на него;

- возьмите хорошо знакомый ребенку предмет или игрушку, произнесите название сначала правильно, затем без какого-либо звука в слове – пусть сын или дочка подскажут, какой вариант верный. Меняйте правила: сделайте вид, что малыш – учитель, а вы не можете выговорить название верно, пусть он объяснит, где вы ошиблись и поправит вас.

6. Словарный запас. Богатый лексикон способствует эффективному общению ребенка на разные темы, позволяет связно и логично построить речь, высказать мысли или мнение. Норма речевого развития ребенка 4 лет – 2000 и более слов. Для пополнения активного словаря обязательно читайте ребенку или вместе с ним книги, стихотворения, а также вовлекайте в общие беседы с другими членами семьи, подталкивая на обсуждения, задавая вопросы и т.п.

В качестве заданий просите ребенка подобрать к заданному слову антоним или синоним. Задавайте наводящие вопросы и учите давать подробную характеристику предмету, например: вот яблоко, оно какое? Красное, круглое, сладкое. Какие еще красные фрукты ты знаешь?

Полезно подбирать уменьшительно-ласкательные или родственные слова. Допустим: лист – листочек, дом – домик, стул – стульчик, а также книга – книжный, стол – настольный – столовая и др.

7. Музыкальные и логоритмические игры.
Ритмичная музыка, песенки обычно очень нравятся маленьким детям. Это могут быть звукоподражания (гуси-гуси, га-га-га), дублирование слов (тук-тук, барабан бум-бум), танцы с короткими словами (прыг-скок, топ-топ). Совместное пение также способствует развитию речи и памяти – вы не только проговариваете текст песен, но и заучиваете их.
Заключение
Выполняя логопедические упражнения дома для детей, вы сможете самостоятельно стимулировать речевое развития вашего ребенка и даже справиться с некоторыми речевыми нарушениями. Для этого обязательно обратитесь к логопеду для составления индивидуального плана занятий и выполняйте все его рекомендации. Помните, что добиться хорошего результата можно только регулярными занятиями.
Получите бесплатную диагностику с логопедом!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности