Ниже указаны логопедические упражнения дома для детей и логопедические упражнения на каждый день.
1. Артикуляционная гимнастика. Рекомендуется начинать занятия именно с комплекса упражнений на развитие мышц речевого аппарата. Это очень важная часть в работе над постановкой звуков. Следует делать гимнастику 1-2 раза в день, количество повторений – 5-10 раз. Будет здорово, если вы выполняете упражнение совместно с ребенком.
- Вытягиваем губы в трубочку, зубы плотно сжимаем.
- Делаем широкую улыбку и удерживаем несколько секунд.
- Приоткрываем рот, язык поднимаем к верхним зубам.
- Качаем язык вверх и вниз поочередно, удерживая положение на несколько секунд.
- Держим расслабленный язык на нижней губе.
- Тянем язык сначала к носу, затем вниз, к подбородку, затем к левому и правому уголкам рта.
- Широко открываем рот в улыбке и стараемся «приклеить» язык к небу.
- Тоже самое, что в предыдущем варианте, только к небу «приклеиваем» кончик языка и щелкаем, как будто цокает лошадка.
2. Дыхательные упражнения. Правильное речевое дыхание делает речь четкой, выразительной, ритмичной.
- Дуем на тонкий листок бумаги, как на свечку. Задача в том, чтобы в течение 5-10 секунд заставлять листок дрожать. То же самое можно проделать с ваткой – словно ветер, дуть и передвигать ее то в одну сторону, то в другую.
- Представляем, что накачиваем насосом шину: на выдохе произносим «ш-ш-ш», затем следующий раз – «с-с-с».
- Высовываем язык и быстро-быстро дышим, как собачка в жаркую погоду.
- Изображаем ворону: поднимаем руки вверху, опускаем и приседаем, можно с сильным выдохом либо со слогом «каааа».
3. Мелкая моторика. Научно доказано, что развитие мелкой моторики положительно влияет на речевой центр, активизируя его. Данная методика подходит для занятий в любом возрасте и для детей с любым уровнем развития.
Что подойдет для уроков:
- пластилин для лепки;
- емкости и предметы для сортировки: например, отделять горох, фасоль, пуговицы, бусины;
- песок – его можно пересыпать из чаши в чашу, а также прятать в него предметы и доставать пальчиками;
- шарики – катайте их ладонями по столу, не давая выскользнуть;
- бумага – ее можно рвать на мелкие кусочки или комкать и забрасывать в корзину;
- всевозможные конструкторы, балансиры, с мелкими деталями;
- творческие занятия с бусинами, мозаикой и т.д.
Кроме того, можно вовлекать ребенка в бытовые процессы, тем самым развивая моторику рук, например: вы печете печенья, попросите малыша раскатать кусочек теста скалкой и украсить его изюминками.
4. Пальчиковые игры. Хороши игры, где мы сочетаем движения рук и речь. Все мы помним со школьных времен: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали».
«Пила»: ставим ладонь ребром и изображаем движения пилы, одновременно приговаривая
«Пила, пила, пили быстрей,
мы строим домик для друзей».
«Прятки» – одновременно сгибаем и разгибаем все пальцы рук. Ставим левый и средний палец одной руки на ладонь другой, делаем шагающие движения пальцами и повторяем:
«Аты-баты, шли солдаты,
аты-баты, на базар,
аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар».
5. Фонематический слух. Иначе говоря, это восприятие звуков, слов, речи на слух. Для развития фонематического слуха подойдут такие игры:
- ребенок хлопнет в ладоши, когда слышит слово с загаданным звуком: например, выбираем «л» и называем слова «лапа», «каша», соль», задача малыша – вычленить на слух нужный звук и среагировать;
- произносите слова и просите назвать первый звук или выберите любимый мультик и попросите назвать первые звуки в именах героев;
- назовите звук и попросите назвать предмет, овощ или игрушку, начинающиеся на него;
- возьмите хорошо знакомый ребенку предмет или игрушку, произнесите название сначала правильно, затем без какого-либо звука в слове – пусть сын или дочка подскажут, какой вариант верный. Меняйте правила: сделайте вид, что малыш – учитель, а вы не можете выговорить название верно, пусть он объяснит, где вы ошиблись и поправит вас.
6. Словарный запас. Богатый лексикон способствует эффективному общению ребенка на разные темы, позволяет связно и логично построить речь, высказать мысли или мнение. Норма речевого развития ребенка 4 лет – 2000 и более слов. Для пополнения активного словаря обязательно читайте ребенку или вместе с ним книги, стихотворения, а также вовлекайте в общие беседы с другими членами семьи, подталкивая на обсуждения, задавая вопросы и т.п.
В качестве заданий просите ребенка подобрать к заданному слову антоним или синоним. Задавайте наводящие вопросы и учите давать подробную характеристику предмету, например: вот яблоко, оно какое? Красное, круглое, сладкое. Какие еще красные фрукты ты знаешь?
Полезно подбирать уменьшительно-ласкательные или родственные слова. Допустим: лист – листочек, дом – домик, стул – стульчик, а также книга – книжный, стол – настольный – столовая и др.
7. Музыкальные и логоритмические игры. Ритмичная музыка, песенки обычно очень нравятся маленьким детям. Это могут быть звукоподражания (гуси-гуси, га-га-га), дублирование слов (тук-тук, барабан бум-бум), танцы с короткими словами (прыг-скок, топ-топ). Совместное пение также способствует развитию речи и памяти – вы не только проговариваете текст песен, но и заучиваете их.
Все задания являются домашними упражнениями логопедическими.