Запишитесь на бесплатную диагностику
Вы получите:
1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
2. Персональные рекомендации
3. Подбор индивидуального курса занятий

Логопедические упражнения для детей: эффективные упражнения на каждый день

Упражнения по развитию речи ребёнка для детей 4 лет от логопедов Тараторо
Проблемы с произношением и другие речевые нарушения – нередкое явление у детей в дошкольном возрасте. Крайне важно наблюдать за развитием ребенка, своевременно обследоваться у специалистов для раннего выявления возможных проблем с речью. Чем раньше вы начнете корректировать изъяны, тем быстрее достигнете стабильного результата и предупредите возможные проблемы в будущем. Например, существует такое расстройство, как дисграфия – когда ошибки в устной речи переходят на письменную и затрудняют полноценное овладение письмом. Так, если вы заметили, что ребенок не произносит звуки, переставляет слоги, неверно использует окончания слов – не откладывайте визит к логопеду. А начать занятия дома вы можете уже сейчас, используя логопедические упражнения для выработки речи, для профилактики речевых нарушений и развития красивой речи.
Когда надо заниматься
Зная основные этапы формирования речи у детей дошкольного возраста, вы с наибольшей вероятностью сможете сориентироваться, соответствует ли нормам текущий уровень развития малыша. Конечно, каждый ребенок развивается в своем темпе, и незначительные отклонения от норм допускаются. И если ваш ребенок в 3 года не владеет навыками пересказа текста – это точно не повод для беспокойства. Однако обращайте внимание на следующие нюансы:

- ребенок не выговаривает или плохо выговаривает конкретные звуки;

- переставляет слоги в словах;

- заменяет звуки, например, вместо «котик» говорит «тотик»;

- речь несвязная, в окончаниях слов ошибки;

- «каша во рту»;

- речь развивается с отставанием.

Помните, что только логопед может точно сказать, есть ли у ребенка задержка речевого развития или предпосылки к речевым нарушениям. Специалист ответит на вопросы, даст рекомендации и подберет комплекс логопедических упражнений на каждый день.
Вы отдыхаете - ребёнок увлечён и получает новые знания!
Причины нарушений
Причины нарушений могут носить наследственный характер, быть следствием внутриутробной патологии, родовых травм, перенесенных инфекционных заболеваний в первый год жизни. Также влияют психологические факторы: недостаточное общение с ребенком, различные психологические травмы. Часто нарушения речи связаны со слабостью дыхания, неразвитостью мышц языка, губ, щёк. Иногда логопедическая проблема возникает из-за того, что малыш долго сосал соску или ел из бутылочки. Может быть задержка в развитии фонематического слуха. Однако большинство логопедических проблем поддаются коррекции. Если вы обратились к грамотному логопеду, а также ежедневно занимаетесь с ребенком самостоятельно, то устранить многие речевые дефекты возможно.
Занятия дома
Заниматься дома логопедическими упражнениями очень просто. В таких занятиях есть масса плюсов. Например, комфортная обстановка – дома в привычной среде ребенок расслаблен. Для занятий максимум что вам понадобится – зеркало и хорошее настроение. Многие упражнения можно делать в процессе игр, в движении или сидя вместе на диване. Главными правилами домашних упражнений являются регулярность и терпение. Очевидно, что достичь устойчивого быстрого результата за один урок нельзя – и это относится к любому делу. Поэтому будьте готовы к тому, что нужно заниматься ежедневно начиная от 5 минут и постепенно делая упражнения все более длительными. Хвалите чадо за успехи и не акцентируйте внимание, если что-то не получается. Обязательно учитывайте возраст, самочувствие и интересы вашего ребенка. Кто, как не вы, лучше всего знаете, что его увлекает: начинайте с наиболее занимательных и захватывающих внимание заданий, а затем вводите менее интересные.
Посмотрите на результаты после занятий в Тараторо с онлайн логопедом
Коля, поставил звук "Р" за 2,5 месяца
Оплачивайте занятия удобными платежами
Менеджеры ответят на любые вопросы
Логопедические занятия для детей, упражнения
Ниже указаны логопедические упражнения дома для детей и логопедические упражнения на каждый день.

1. Артикуляционная гимнастика. Рекомендуется начинать занятия именно с комплекса упражнений на развитие мышц речевого аппарата. Это очень важная часть в работе над постановкой звуков. Следует делать гимнастику 1-2 раза в день, количество повторений – 5-10 раз. Будет здорово, если вы выполняете упражнение совместно с ребенком.

- Вытягиваем губы в трубочку, зубы плотно сжимаем.

- Делаем широкую улыбку и удерживаем несколько секунд.

- Приоткрываем рот, язык поднимаем к верхним зубам.

- Качаем язык вверх и вниз поочередно, удерживая положение на несколько секунд.

- Держим расслабленный язык на нижней губе.

- Тянем язык сначала к носу, затем вниз, к подбородку, затем к левому и правому уголкам рта.

- Широко открываем рот в улыбке и стараемся «приклеить» язык к небу.

- Тоже самое, что в предыдущем варианте, только к небу «приклеиваем» кончик языка и щелкаем, как будто цокает лошадка.

2. Дыхательные упражнения. Правильное речевое дыхание делает речь четкой, выразительной, ритмичной.

- Дуем на тонкий листок бумаги, как на свечку. Задача в том, чтобы в течение 5-10 секунд заставлять листок дрожать. То же самое можно проделать с ваткой – словно ветер, дуть и передвигать ее то в одну сторону, то в другую.

- Представляем, что накачиваем насосом шину: на выдохе произносим «ш-ш-ш», затем следующий раз – «с-с-с».

- Высовываем язык и быстро-быстро дышим, как собачка в жаркую погоду.

- Изображаем ворону: поднимаем руки вверху, опускаем и приседаем, можно с сильным выдохом либо со слогом «каааа».

3. Мелкая моторика. Научно доказано, что развитие мелкой моторики положительно влияет на речевой центр, активизируя его. Данная методика подходит для занятий в любом возрасте и для детей с любым уровнем развития.

Что подойдет для уроков:

- пластилин для лепки;

- емкости и предметы для сортировки: например, отделять горох, фасоль, пуговицы, бусины;

- песок – его можно пересыпать из чаши в чашу, а также прятать в него предметы и доставать пальчиками;

- шарики – катайте их ладонями по столу, не давая выскользнуть;

- бумага – ее можно рвать на мелкие кусочки или комкать и забрасывать в корзину;

- всевозможные конструкторы, балансиры, с мелкими деталями;

- творческие занятия с бусинами, мозаикой и т.д.

Кроме того, можно вовлекать ребенка в бытовые процессы, тем самым развивая моторику рук, например: вы печете печенья, попросите малыша раскатать кусочек теста скалкой и украсить его изюминками.

4. Пальчиковые игры. Хороши игры, где мы сочетаем движения рук и речь. Все мы помним со школьных времен: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали».

«Пила»: ставим ладонь ребром и изображаем движения пилы, одновременно приговаривая

«Пила, пила, пили быстрей,

мы строим домик для друзей».

«Прятки» – одновременно сгибаем и разгибаем все пальцы рук. Ставим левый и средний палец одной руки на ладонь другой, делаем шагающие движения пальцами и повторяем:

«Аты-баты, шли солдаты,

аты-баты, на базар,

аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар».


5. Фонематический слух. Иначе говоря, это восприятие звуков, слов, речи на слух. Для развития фонематического слуха подойдут такие игры:

- ребенок хлопнет в ладоши, когда слышит слово с загаданным звуком: например, выбираем «л» и называем слова «лапа», «каша», соль», задача малыша – вычленить на слух нужный звук и среагировать;

- произносите слова и просите назвать первый звук или выберите любимый мультик и попросите назвать первые звуки в именах героев;

- назовите звук и попросите назвать предмет, овощ или игрушку, начинающиеся на него;

- возьмите хорошо знакомый ребенку предмет или игрушку, произнесите название сначала правильно, затем без какого-либо звука в слове – пусть сын или дочка подскажут, какой вариант верный. Меняйте правила: сделайте вид, что малыш – учитель, а вы не можете выговорить название верно, пусть он объяснит, где вы ошиблись и поправит вас.

6. Словарный запас. Богатый лексикон способствует эффективному общению ребенка на разные темы, позволяет связно и логично построить речь, высказать мысли или мнение. Норма речевого развития ребенка 4 лет – 2000 и более слов. Для пополнения активного словаря обязательно читайте ребенку или вместе с ним книги, стихотворения, а также вовлекайте в общие беседы с другими членами семьи, подталкивая на обсуждения, задавая вопросы и т.п.

В качестве заданий просите ребенка подобрать к заданному слову антоним или синоним. Задавайте наводящие вопросы и учите давать подробную характеристику предмету, например: вот яблоко, оно какое? Красное, круглое, сладкое. Какие еще красные фрукты ты знаешь?

Полезно подбирать уменьшительно-ласкательные или родственные слова. Допустим: лист – листочек, дом – домик, стул – стульчик, а также книга – книжный, стол – настольный – столовая и др.

7. Музыкальные и логоритмические игры.
Ритмичная музыка, песенки обычно очень нравятся маленьким детям. Это могут быть звукоподражания (гуси-гуси, га-га-га), дублирование слов (тук-тук, барабан бум-бум), танцы с короткими словами (прыг-скок, топ-топ). Совместное пение также способствует развитию речи и памяти – вы не только проговариваете текст песен, но и заучиваете их.
Все задания являются домашними упражнениями логопедическими.
Проверить нормы речевого развития ребёнка
Остались вопросы?
напишите нам
Менеджеры ответят на любые вопросы
Заключение
Выполняя логопедические упражнения дома для детей, вы сможете самостоятельно стимулировать речевое развития вашего ребенка и даже справиться с некоторыми речевыми нарушениями. Для этого обязательно обратитесь к логопеду для составления индивидуального плана занятий и выполняйте все его рекомендации. Помните, что добиться хорошего результата можно только регулярными занятиями.
главный методист
Создатель уникальной авторской методики
Евгения Валеткина
Член комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)
Специалист по работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (СДВГ, аутизм, ЗПР, ДЦП, заикание)
Автор обучающих статей для коррекционных педагогов
    Запишитесь на бесплатную диагностику
    Вы получите:
    1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
    2. Персональные рекомендации
    3. Подбор индивидуального курса занятий