Опытный логопед проводит процедуру, используя различные тестовые задания, итоги которых оцениваются в баллах. Это позволяет получить наглядный результат и установить наличие или отсутствие дефектов. Диагностика фонематического слуха у дошкольников — это система тестирования, которая направлена на оценку 1) восприятия звуков окружающего мира; 2) различения высоты, силы и тембра голоса; 3) дифференциации близких по звуковому составу слов; 4) различения слогов и фонем; 5) навыков простого звукового анализа. Критерии оценки в баллах одинаковы для каждой задачи: 4 — отличный уровень, 3 — небольшие ошибки при решении задания, 2 — половина сделана верно, 1 — большая часть выполнена неправильно, 0 — не сделано ни одного задания или отказался вовсе.
1.
— Детям предлагается к прослушиванию несколько звуков, источник которых им надо показать. В качестве реквизита специалист использует бубен, колокольчик и погремушку.
— Расслышать различные звуки и угадать, что это было: сигнал автомобиля, переливающаяся вода, колокольный звон, свисток.
— Инструкция: сказать и показать, что издает шум, гул, шуршание, бряканье и кто смеется. В роли вспомогательных материалов здесь музыкальные инструменты; емкости из металла, пластмассы, стекла или дерева, которые мелодично отзываются при постукивании. Также педагог показывает детям известные им предметы вроде карандаша, ножниц, пустой и наполненной водой чаши, лист бумаги. А далее уже без визуального подспорья ребенок должен распознать то, что слышит.
— Прячется игрушка и объясняются правила: когда ты далеко от нее — барабан будет играть тихо, а когда близко — громко.
— Даются игрушки, которые надо рассмотреть и запомнить звучание. Затем они убираются, и по звуку нужно понять, какая из них его издает.
2.
— Закрыть глаза и отгадать, какой человек называет твое имя. Зовут несколько разных людей.
— Дети получают иллюстрации животных и их деток-малышей. Затем педагог-психолог просит внимательно послушать звуки и ответить, кто это был. Необходимо поднять соответствующие картинки. Например: лошадь (иго-го, высокая тональность) — жеребенок (иго-го, низкая тональность), кошка (мяу, высоко) — котенок (мяу, низко), собака (гав, высоко) — щенок (гав, низко).
— Специалист имитирует писк котят — рыжий котенок рядом (мяукает более громко), а белоснежный — вдалеке (потише). Задача назвать котенка, который близко/далеко. Тоже самое по теме «коза — козленок» или «корова — теленок». — По мотивам сказки «Три медведя» экспериментатор озвучивает 3 вопроса низким, средним и высоким голосом: