Запишитесь на бесплатную диагностику
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Вы получите:
1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
2. Персональные рекомендации
3. Подбор индивидуального курса занятий

Диагностика фонематического слуха: методики и возрастные особенности

Упражнения по развитию речи ребёнка для детей 4 лет от логопедов Тараторо
Фонематический слух — важный компонент, который включает в себя развитие речи ребенка. Этот термин по-простому означает способность человека различать на слух звуки родного языка. Например, определять, в какой части слова находится тот или иной звук, а также улавливать разницу между словами, как например, гость-кость, мишка-мышка, горка-корка.
На что влияет? Правильно говорить, понимать других, различать смыслы схожих слов и в глобальном плане овладеть грамотой возможно только при условии хорошо развитого фонематического слуха.

Какие проблемы могут быть? Нарушенное фонематическое восприятие приводит к трудностям в обучении — от неправильного произношения до нарушений формирования грамматического строя. Это значит, что ребенку будет сложно грамотно выстраивать связную речь, согласовывать существительные в роде и числе и т. д. Позже проявляются затруднения в чтении и письме, может развиться дисграфия.

Что делать? В развитии фонематического слуха у детей важную роль играют ежедневные занятия. Начиная с раннего возраста (от 1 года) важно каждый день заниматься с малышом: общаться с ним, петь песенки, читать стишки, знакомить со звуками окружающей природы и играть в развивающие игры. Фонематическое восприятие в норме формируется к 4 годам. А к 6 дети уже умеют верно произносить звуки родного языка и слова со сложной звукослоговой структурой. Для того чтобы оценить уровень развития этой составляющей и своевременно выявить нарушения фонематического слуха, рекомендуется регулярно посещать логопеда для проведения диагностики фонематического слуха у младших школьников. Но также возможно проводить самодиагностику в домашних условиях.


Желательно выявлять нарушения на ранней стадии, чтобы не упустить время и исправить их. Для этого рекомендуется регулярно консультироваться с педиатром, логопедом, неврологом, а также быть в курсе основных этапов развития детей в разные возрастные периоды. В этой статье мы поговорим о том, какие существуют особенности развития речи детей 3−4 лет и с помощью каких упражнений можно благотворно повлиять на данный процесс.
Вы отдыхаете - ребёнок увлечён и получает новые знания!
Методики диагностики фонематического слуха
Опытный логопед проводит процедуру, используя различные тестовые задания, итоги которых оцениваются в баллах. Это позволяет получить наглядный результат и установить наличие или отсутствие дефектов. Диагностика фонематического слуха у дошкольников — это система тестирования, которая направлена на оценку 1) восприятия звуков окружающего мира; 2) различения высоты, силы и тембра голоса; 3) дифференциации близких по звуковому составу слов; 4) различения слогов и фонем; 5) навыков простого звукового анализа. Критерии оценки в баллах одинаковы для каждой задачи: 4 — отличный уровень, 3 — небольшие ошибки при решении задания, 2 — половина сделана верно, 1 — большая часть выполнена неправильно, 0 — не сделано ни одного задания или отказался вовсе.

1.
— Детям предлагается к прослушиванию несколько звуков, источник которых им надо показать. В качестве реквизита специалист использует бубен, колокольчик и погремушку.

 — Расслышать различные звуки и угадать, что это было: сигнал автомобиля, переливающаяся вода, колокольный звон, свисток.

 — Инструкция: сказать и показать, что издает шум, гул, шуршание, бряканье и кто смеется. В роли вспомогательных материалов здесь музыкальные инструменты; емкости из металла, пластмассы, стекла или дерева, которые мелодично отзываются при постукивании. Также педагог показывает детям известные им предметы вроде карандаша, ножниц, пустой и наполненной водой чаши, лист бумаги. А далее уже без визуального подспорья ребенок должен распознать то, что слышит.

 — Прячется игрушка и объясняются правила: когда ты далеко от нее — барабан будет играть тихо, а когда близко — громко.

 — Даются игрушки, которые надо рассмотреть и запомнить звучание. Затем они убираются, и по звуку нужно понять, какая из них его издает.

2.
— Закрыть глаза и отгадать, какой человек называет твое имя. Зовут несколько разных людей.

 — Дети получают иллюстрации животных и их деток-малышей. Затем педагог-психолог просит внимательно послушать звуки и ответить, кто это был. Необходимо поднять соответствующие картинки. Например: лошадь (иго-го, высокая тональность) — жеребенок (иго-го, низкая тональность), кошка (мяу, высоко) — котенок (мяу, низко), собака (гав, высоко) — щенок (гав, низко).

 — Специалист имитирует писк котят — рыжий котенок рядом (мяукает более громко), а белоснежный — вдалеке (потише). Задача назвать котенка, который близко/далеко. Тоже самое по теме «коза — козленок» или «корова — теленок». — По мотивам сказки «Три медведя» экспериментатор озвучивает 3 вопроса низким, средним и высоким голосом:
Кто спал на моей кровати?
Кто ел из моей тарелки?
Кто сидел на моем стульчике?
3. — Хлопни в ладоши, если объект на картинке я назову неверно. Показываются изображения, называются ряды слов с ошибками, среди которых нужно вычленить правильное. Например: шишки, фыфки, сыски, шыфки; шкап, шкаб, шлап, шкаф; пироход, поход, пароход, парохопт.

 — Задание с использованием картинок со словами-квазиомонимами — это близкие по звуковому составу лексемы, различающиеся одним звуком в одной и той же позиции.
Упражнения по развитию речи ребёнка для детей 4 лет от логопедов Тараторо
Проверить нормы речевого развития ребёнка
Посмотрите на результаты после занятий в Тараторо с онлайн логопедом
Коля, поставил звук "Р" за 2,5 месяца
Подобные упражнения способствуют обогащению словарного запаса и эффективны для совершенствования умения различать пары звуков речи, которые дети чаще всего путают.

 — Разложить картинки в том порядке, в котором взрослый перечисляет их. Набор слов может быть следующий: дом-ком-мак-рак-лук-люк-коза-коса.
4. - Показать кружок, когда появится новый слог:
НА - НА - НА - ПА, КА- КА - ГА - КА
- Назови лишний слог:
МА - МА - МА - НА, БА- БА - ПА - БА, ЛА - ЛА - ЛА - РА
- Точно повторяй за мной слоги:
СА - ША - ША, ПА - БА - ПА, ТА- ТА- ДА
— Подними руку, когда услышишь звук «о». Логопед называет ряд гласных: а, и, о, у, о, ы. То же самое с группой согласных звуков. Затем задание усложняется — нужно поднять, например, кружок зеленого цвета для «а» и фиолетового — для «и».

 — В точности повторить сочетания звуков «ао-уа-иа-ио», «аиу-иао-уао-оиы» и др.

5. — Выбираем карточки с обозначением ответов, например, кружки/треугольники/смайлики. Просим ребенка выложить на стол столько карточек, сколько он услышит звуков: а, ау, ауа.

 — Выбираем карточки с символами: один — для «р», другой — для «м». Выкладывать нужную, когда тестируемый услышит соответствующий звук в словах: крыша, яма, рак, мармелад, комар, сон.

 — Разложить картинки на 2 стопки: 1 — слова оканчиваются на «т», 2 — на «к». Раздаточный материал с иллюстрациями: крот, кот, плот, танк, лак, рак.

 — Придумать 2−3 слова на заданные звуки: о, и, а.

 — Назвать 1-ый звук в слове: щенок, кочка, гараж, жук, лопух, аист.

 — Установить на слух, какой звук в начале и в конце: ослик, кормушка, пара, астра.

 — Топни ножкой столько раз, сколько слогов в слове: кошка, рот, лук, нора.

Для всех заданий актуально примечание — в случае непонимания смысла лексической единицы следует разобрать значение понятия.
Остались вопросы?
напишите нам
Менеджеры ответят на любые вопросы
Заключение
Залог успешного обучения в школе — сформированная полноценная речь дошкольника. Обследования фонематического слуха дают возможность своевременно выявлять недостатки звукопроизношения и нарушения в восприятии фонем. Коррекционная работа позволяет в короткие сроки устранять эти изъяны до того, как они перерастут в стойкий дефект. Таким образом, самодиагностика или диагностика фонематического слуха — обязательное мероприятие, которым нежелательно пренебрегать.
главный методист
Создатель уникальной авторской методики
Евгения Валеткина
Член комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)
Специалист по работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (СДВГ, аутизм, ЗПР, ДЦП, заикание)
Автор обучающих статей для коррекционных педагогов
    Запишитесь на бесплатную диагностику
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
    Вы получите:
    1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
    2. Персональные рекомендации
    3. Подбор индивидуального курса занятий