Запишитесь на бесплатную диагностику
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Вы получите:
1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
2. Персональные рекомендации
3. Подбор индивидуального курса занятий

Дефектолог и логопед: отличия в работе с детьми в садике и школе

Упражнения по развитию речи ребёнка для детей 4 лет от логопедов Тараторо
Введение
Целью данной статьи является рассмотрение основных различий между профессиями логопед и дефектолог. Главная задача этих специалистов — помощь людям, испытывающим проблемы в области речи и коммуникации.

Несмотря на то, что эти два понятия широко используются как синонимы, они обладают рядом отличий.
Различия в образовании
Логопед и дефектолог — это специалисты, занимающиеся проблемами речи и коммуникации, однако их требования к образованию несколько отличаются.

Для того чтобы стать логопедом, необходимо получить высшее образование в области логопедии. Все логопеды получают высшее образование на кафедре специального (дефектологического) образования, таким образом любой логопед является дефектологом, специализирующимся на коррекции и развитии речевой функции.

Обучение включает в себя изучение логопедии, общей и специальной педагогики, общей и специальной психологии, основы медицинских знаний.

В процессе обучения студенты также проходят практику в различных образовательных и медицинских учреждениях.

Для того чтобы стать дефектологом, необходимо получить высшее образование по профилю. Дефектолог может получить узкоспециализированное образование по направлению «сурдопедагогика», «тифлопедагогика», «олигофренопедагогика» либо «логопедия» С недавнего времени в образовании появилась специальность «учитель-дефектолог». Он не имеет узкой специализации, а помогает детям с любым дефектом, преодолеть трудности в обучении. Например таких глубоких знаний в сфере коррекции речи, как у логопеда, учитель-дефектолог не имеет, но может работать с детьми имеющими нарушения речи, так же как и другие нарушения.

В учебном плане дефектолога больше внимания уделяется психологии, специальной педагогике и дифференциальной психологии. Также в учебный план включены курсы по коррекционной педагогике и дефектологии.
Вы отдыхаете - ребёнок увлечён и получает новые знания!
Различия в работе
Основной задачей логопеда является развитие речевых навыков у детей и взрослых, испытывающих трудности в этой области. Логопед проводит оценку речевых возможностей ребенка и разрабатывает индивидуальную программу коррекции. Он также использует различные методы и упражнения для улучшения произношения определенных звуков или укрепления речевых мышц.

Дефектолог, в свою очередь, занимается не только развитием речи, но и коррекцией поведенческих и психологических отклонений у детей. Он проводит диагностику и определяет вид нарушения у пациента, после чего разрабатывает индивидуальный план коррекции. Дефектолог также использует игры и упражнения для развития интеллекта и социальных навыков ребенка.
Различия в практике
Логопеды и дефектологи работают с различными типами клиентов и различными типами нарушений.

Логопеды работают в различных образовательных и медицинских учреждениях. Они корректируют различные виды речевых нарушений, такие как затруднения в произношении звуков, задержки в развитии речи, заикание, проблемы с голосом.

Дефектологи работают в школах и специальных учебных заведениях, где помогают детям с ограниченными возможностями развития. Они занимаются коррекцией поведенческих и психологических отклонений у детей, таких как например ДЦП и аутизм, а так же занимаются развитием детей с нарушениями слуха и зрения.
Ознакомиться более подробно с нашей командой логопедов можно
Работа в садике

В садике дефектолог проводит диагностику, коррекцию и профилактику обучающихся с отклонениями в различных областях развития, в то время как логопед работает с детьми, чьи нарушения связаны в первую очередь с речевыми функциями.

  1. Дефектолог назначает индивидуальные методики, выбирает их в зависимости от диагностированного типа нарушений.

  2. Логопед занимается коррекцией звукопроизношения, фонематического слуха и других компонентов речи.

Отличия в подходах к работе с детьми с нарушениями речи и коммуникации

  1. С одной стороны, дефектолог работает с детьми, у которых есть существенные нарушения в развитии слуха, зрения, опорно-двигательной системы или общих психических процессов. Проводит различные специализированные тесты, определяет причину нарушения и разрабатывает набор упражнений, направленных на корректирование психических и физических процессов у ребенка.

  2. Логопед работает над развитием у ребенка речи и коммуникации, используя специально разработанные методики, направленные на улучшение произношения звука, формирование правильной грамматической структуры, расширение словарного запаса, а также развитие навыков логического и выразительного говорения.

Примеры практической работы:

  1. Пример практической работы дефектолога в садике — это занятие по развитию опорно-двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Дефектолог использует упражнения, направленные на формирование координации движений, укрепление мышц, развитие наружного дыхания и усиление реакции зрительного анализатора.

  2. Пример работы логопеда — это урок по расширению словарного запаса у младших дошкольников. Логопед использует картинки, слова, рифмы и песенки для расширения словаря у детей и формирования у них уверенности в своих знаниях.
Посмотрите на результаты после занятий в Тараторо с онлайн логопедом
Коля, поставил звук "Р" за 2,5 месяца
Работа в школе

В школе логопед работает над улучшением навыков чтения и грамотности, работает над правильным произношением, а дефектолог работает с детьми, чей уровень знаний и умений отличается от среднего уровня класса.

Учителя логопеды и дефектологи имеют свои отличительные особенности в работе с учащимися в школе. Учитель -логопед помогает ученикам с отставанием в развитии речи и коммуникации, в то время как учитель-дефектолог помогает ученикам с отставанием в развитии различных физических, интеллектуальных и эмоциональных функций.

Примеры практической работы:

  1. Оценка уровня речевого развития детей. Дефектолог и логопед проводят обследование учеников на предмет уровня развития речи. Результаты тестов используются для определения уровня нарушений и разработки индивидуальной программы коррекции.

  2. Разработка методик обучения. На основе опережающей оценки развития речи дефектолог и логопед разрабатывают индивидуальные программы методической работы с детьми с нарушениями речи. Он может использовать традиционные методы, такие как набор упражнений для речи или различные уроки, а также методы игровой терапии.

  3. Индивидуальные занятия с ребенком. Для наиболее эффективной работы с учениками с нарушениями речи и коммуникации дефектолог и логопед проводят индивидуальные занятия по различным методикам. Это может быть работа со звукопроизношением, грамматикой, словарем и другими аспектами речи, которые нуждаются в коррекции.

  4. Тренинги для учителей и родителей. Дефектолог и логопед регулярно могут проводить семинары и тренинги для учителей и родителей по вопросам развития речи и коммуникативных навыков у детей. Кроме того, они также могут помочь родителям в постановке правильной артикуляции у ребенка и использовании правильных фраз в общении с ним. Это повышает эффективность работы дефектолога и логопеда, поскольку позволяет включить вторую ступень в процесс коррекции — поведение окружения ребенка.
Остались вопросы?
напишите нам
Менеджеры ответят на любые вопросы
Заключение
Логопеды и дефектологи играют важную роль в обеспечении помощи людям, испытывающим проблемы в области речи и коммуникации. Хотя эти профессии имеют много общего, различия между логопедом и дефектологом включают в себя такие аспекты, как требования к образованию, методы работы и клиенты, с которыми они работают. Важно выбирать того специалиста, который подходит вашим потребностям и целям.
Сравнительная таблица: Дефектолог vs Логопед: сравнительная таблица
Ежедневные систематические логопедические занятия оказывают благоприятное влияние на развитие речи у детей 3−4 лет. Проводить их можно везде — в детском саду, в кабинете логопеда или дома. Обязательно общайтесь с детьми в течение дня. Несмотря на то что современный темп жизни ускорился и условия сильно изменились, ваше личное участие и беседы на любые темы принесут огромную пользу. Это не только ускорит достижение основной цели — устранение речевых изъянов, но и положительно скажется на установлении доверительных и близких отношений с ребёнком. Родители и педагоги — те, кто направит и поможет справиться с трудностями в освоении родной речи. Заложенная база откроет новые возможности перед ребёнком, позволит сделать рывок в социальной адаптации и облегчит дошкольное и школьное обучение.
главный методист
Создатель уникальной авторской методики
Евгения Валеткина
Член комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)
Специалист по работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (СДВГ, аутизм, ЗПР, ДЦП, заикание)
Автор обучающих статей для коррекционных педагогов
    Запишитесь на бесплатную диагностику
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
    Вы получите:
    1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
    2. Персональные рекомендации
    3. Подбор индивидуального курса занятий