Запишитесь на бесплатную диагностику
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Вы получите:
1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
2. Персональные рекомендации
3. Подбор индивидуального курса занятий

Ребенок не говорит, что делать?

Упражнения по развитию речи ребёнка для детей 4 лет от логопедов Тараторо
Статистика и причины задержки речевого развития у детей

Задержка речевого развития у детей является проблемой, с которой сталкиваются многие родители. Согласно статистике, около 10% детей в возрасте 2-х лет имеют задержку речевого развития. Эта проблема может быть вызвана множеством причин, как внутренних, так и внешних.

Одной из наиболее распространенных причин является нарушение слуха у ребенка, которое затрудняет усвоение звуков и слов. Другие причины включают в себя неврологические заболевания, как например, ДЦП, синдром Дауна, аутизм, эпилепсия, а также общие заболевания, такие как анемия, аллергии и другие факторы окружающей среды.

Кроме того, отсутствие или ограниченное общение между ребенком и родителями, а также отсутствие стимуляции речи в виде книг и игр, также могут стать причиной задержки речевого развития.

Понимание причин задержки речевого развития и ее своевременная диагностика являются важными шагами, чтобы помочь ребенку развиваться.

  • Раннее вмешательство и поддержка со стороны родителей и специалистов, таких как педиатры и логопеды, могут помочь ребенку преодолеть проблемы в речевом развитии.

  • Создание для ребенка подходящей стимуляции речи, такой как чтение книг и игры, также могут помочь.
Правильная диагностика и раннее вмешательство могут помочь детям с задержкой речевого развития преодолеть проблемы, достичь своих потенциальных достижений в будущем и улучшить качество жизни.
Вы отдыхаете - ребёнок увлечён и получает новые знания!
Общая таблица, что делать, если ребёнок не разговаривает:
Как определить, что у ребенка есть проблемы с речью:
Определить, что у ребенка есть проблемы с речью можно по следующим признакам:

  1. Недостаточное произношение слов или искажение звуков.

  2. Ограниченный словарный запас.

  3. Затруднения в понимании и использовании грамматики и правильных предложений.

  4. Долгий период молчания, отсутствие имитации звуков или использование речи для выражения только фрустрации или недовольства.

  5. Отсутствие попыток общения, включая нежелание учиться новым словам или использовать слова для общения.

  6. Неразборчивая и нецеленаправленная речь, которая не соответствует возрасту ребенка.

  7. Затруднения в общении с окружающими, трудности установления контакта


Пример 1: Ребенок в возрасте 2 лет почти не говорит, и у него есть только несколько слов. Он не использует простые словосочетания и фразы, чтобы выразить свои нужды, и нередко использует жесты вместо слов.



Пример 2: Ребенок в возрасте 4-х лет продолжает использовать звукоподражания и словозаменители, характерные для более младшего возраста. Он имеет ограниченный словарный запас и экспрессивный язык, что затрудняет понимание его потребностей и желаний, а также приводит к трудностям при общении с другими детьми в своем возрасте.


Подробно рассмотрим все возраста.
Оплачивайте занятия удобными платежами
Менеджеры ответят на любые вопросы
Что делать, если ребенку 2 года и он не говорит: рекомендации педиатров и логопедов
Ребенок не начинает говорить, что делать?
Если ваш ребенок в возрасте 2-х лет не говорит, то вот 5 возможных рекомендаций:

  1. Отведите время на общение с ребенком и попробуйте общаться с ним на разных языках - играйте, пойте, разговаривайте. Ребенок сможет понять, что вы хотите его научить, и начнет осознавать свое окружение.

  2. Подпевайте песенки и стихи, чтобы ребенок начал повторять слова. Так вы сможете помочь ему приобрести навыки произношения.

  3. Наглядные элементы очень важны для детей. Используйте картинки, чтобы показать ребенку, что вы знаете, что он хочет.

  4. Называйте предметы, действия и чувства, и объясняйте свои действия. Это поможет ребенку узнать слова, а также понимать, как они употребляются.

  5. Попросите консультацию у логопеда или педиатра, который может помочь оценить речевое развитие ребенка и продемонстрировать, какие процессы можно начать, чтобы помочь ребенку развить свои речевые навыки.


Пример 1: Если ребенок не говорит и не выполняет указания, то можно использовать жесты. Например, показать жестом, что нужен стакан воды, и произнести слово "вода". Постепенно ребенок начнет осознавать связь между жестами и словами.


Пример 2: Проведите веселую игру "именные карточки". Старайтесь предоставлять ребенку различные изображения, и называйте все, что вы видите. Снимайте картинку с задней стороны и предлагайте ребенку сделать также. Это поможет увеличить словарный запас ребенка и улучшить его память.
Ребенку 3 года и не говорит: как помочь ему развить речь в домашних условиях
Если ваш ребенок в возрасте 3-х лет не говорит, то вот 3 возможных рекомендации:

  1. Проконсультироваться с логопедом. Логопед сможет провести оценку речевого развития вашего ребенка и помочь определить, есть ли у него задержки в развитии речи.

  2. Используйте игры и игрушки. Например, детский телефон или кухонный набор может помочь ребенку развивать язык и фантазию. Игры со словами и изображениями научат ребенка связывать изображения с их названиями.


  1. Развивайте слуховую внимательность ребенка. Воспроизведение детских песенок, записывание звуков и их определение, представление звуковых карточек или слайдов - все это может помочь усилить внимательность ребенка.


Пример 1: Когда ребенок смотрит на картинку, задайте ему вопрос и попросите ответить. Например, если на картинке изображен кот, вы можете спросить, "Кто это на картинке?". Эта механика может помочь ребенку научиться связывать изображения и названия.


Пример 2: Игра с картами с животными может помочь ребенку с освоением звуковых свойств каждого животного и его названия на языке. Например, спросите ребенка, "как звучит кукушка?" или "что говорит лошадь?". Это улучшит способность ребенка понимать звуки и их соответствующие названия
Прочитать ещё статьи из нашего блога
Ребенок 4 года не говорит: особенности обучения речи в дошкольном возрасте
Ребенок 4 года не говорит, что делать?
Ребенок, не говорящий в 4 года, требует дополнительных мер по обучению речи. Часто бывает такое, что ребенок не хочет говорить. Вот особенности обучения речи в дошкольном возрасте:

  1. Построение полной картины развития ребенка. При разрешении этой проблемы необходимо изучить все аспекты зрелости и биологического возраста ребенка. Важным аспектом является аудитивная восприимчивость ребенка, а также качество голосовой системы ребенка.

  2. Составление комплекса заданий и занятий: индивидуальный подход. При работе с детьми, у которых есть проблемы в речевом аспекте, важно составить уникальный и индивидуальный план работы над формированием навыка повторения сложных слов и создание ядра словаря.

  3. Правильное и качественное слушание. Одной из важных задач является обеспечение грамотного, качественного и целенаправленного инструктирования ребенка в процессе деятельности, а также во время подбора упражнений на разные тематики.

  4. Операции по правке различных речевых вариантов могут быть реализованы логопедом. Речевые операции могут быть реализованы зачастую без корректирующего воздействия.

  5. Использование различных игр и методик развития. Каждый ребенок особенный, и на него нужно опираться при разработке программ. Можно использовать различные методы, модели и наглядности, например, картинки, кубики с буквами и различные игры.
Ребенок 6 лет плохо говорит: какие методы помогут ему улучшить свою речь.
Ребенок 6 лет плохо говорит, что делать?

Для ребенка 6 лет, который плохо говорит, важно принять меры для улучшения его речи. Вот 3 метода, которые могут помочь ребенку:

1. Развитие артикуляционного аппарата. Один из методов - это упражнения для артикуляционных мышц. Такие упражнения могут включать в себя повторение сложных или длинных слов, чтение стихов или рассказов, а также игры, например, "сделай, что я сказал". Эти упражнения помогут укрепить мышцы речевого аппарата и улучшить произношение

2. Подбор индивидуальной программы обучения. В зависимости от проблем с речью, рекомендуется индивидуально подобрать программу для улучшения речи для каждого ребенка. Консультация логопеда может помочь в этом вопросе.

3. Развитие комплекса речевых умений. Развитие речевого выражения, грамматики, лексики и фонетики являются не менее важными моментами. Важно анализировать искать визуальный тип осознания (восприятие рисунков и образов). При подборе упражнений нужно убедиться, что они обеспечивают развитие всех аспектов речи, не только фонетических.

Пример 1: Упражнение на повторение слов: Звуки "шь", "чь" или "щь" могут создавать проблемы ребенку. Хорошим упражнением может быть повторение слов, которые содержат эти звуки. Например, "капуста", "ешь", "щука", "прическа".

Пример 2: Игры на развитие грамматических навыков: Игры, при которых нужно правильно сформировать предложения, например, "поставить слова в нужном порядке", "найти ошибки в предложениях", "поставить слова в правильную форму" и т.д.

Пример 3: Чтение сказок и рассказов: Чтение сказок и рассказов поможет обогатить словарный запас, научиться использовать грамматические структуры и улучшить произношение. Кроме того, это поможет развить навыки анализа и понимания текста.
Общая таблица, что делать, если ребёнок не разговаривает:
Эта таблица представляет общие причины, которые могут стоять за задержкой в развитии речи у детей от 3 до 6 лет. Важно помнить, что каждый случай индивидуален, и для точной диагностики и подбора методов коррекции необходимо обращение к квалифицированным специалистам.
Советы родителям, как помочь ребенку преодолеть проблемы с речью.
Ребенок, который испытывает проблемы с речью, может испытывать чувство дискомфорта или неуверенности, особенно когда ему нужно говорить перед другими людьми.


Однако родители могут помочь своему ребенку преодолеть эти проблемы с помощью следующих советов:

  1. Будьте терпеливы. Разговор с ребенком может занять больше времени, но его необходимо просто понимать и не перебивать его. Имейте в виду, что отвлекающие факторы могут мешать ребенку говорить или если он слишком волнуется.

  2. Обучение через игры и прикладное искусство. Игры и активности могут стимулировать речь и помочь ребенку развивать навыки общения. Например, игры на развитие памяти, постановки ролей или же рисование.

  3. Обратитесь за помощью к специалистам. Независимо от того, какие проблемы с речью испытывает ребенок, рекомендуется посетить логопеда. Логопед может помочь в выявлении проблемы и настроить индивидуальную программу для улучшения речи.

  4. Обратите внимание на мнение ребенка. Важно выслушать мнение ребенка, предлагать ему, что он бы хотел или что ему интересно. Если ребенок не согласен делать что-то, то следует поискать альтернативный вариант или попробовать другой метод.

  5. Особое внимание в межличностной коммуникации. Не забывайте об уважении ребенка и его мнении. Разговаривайте с ним об отношениях и чувствах, обучайте, как решать конфликты.

  6. Получение поддержки вне семьи. Кроме того, родителям стоит обратиться за поддержкой к специалистам в области речевого развития детей.
Таблица причин почему ребенок не говорит в разных возрастах:
Примечание: Это только некоторые причины неуспешного развития речи у детей, и список может быть расширен в зависимости от конкретной ситуации.
Заключение: обобщение и подведение итогов, важность своевременной помощи в развитии речи у детей
Важность правильного развития речи у детей не может быть недооценена. Различные причины могут привести к замедлению или задержке развития речи, что может повлиять на коммуникативные навыки, успех и социальную адаптацию ребенка.

Поэтому своевременная помощь в развитии речи является крайне важной. Это может включать регулярную коммуникацию с ребенком, стимулирование интереса к общению и языку, а также посещение специалистов в случае заподозренных проблем в развитии речи.

В качестве родителей, педагогов или врачей, мы должны быть готовы к составлению индивидуального плана для каждого ребенка, который будет способствовать оптимальному развитию его речи.

Чем раньше мы начнем работать над развитием речи у детей, тем лучше будут результаты.
главный методист
Создатель уникальной авторской методики
Евгения Валеткина
Член комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)
Специалист по работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (СДВГ, аутизм, ЗПР, ДЦП, заикание)
Автор обучающих статей для коррекционных педагогов
    Запишитесь на бесплатную диагностику
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
    Вы получите:
    1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
    2. Персональные рекомендации
    3. Подбор индивидуального курса занятий