Чем занимается логопед: работа с детьми в детском саду и школе

Упражнения по развитию речи ребёнка для детей 4 лет от логопедов Тараторо
Логопедия — профессия которая граничит с педагогикой, психологией и медициной, занимающаяся исследованиями в области диагностики речи и коррекции нарушений речи на разных стадиях развития.

Главная «целевая аудитория» логопеда — это дети дошкольного возраста. Специалист обладает специальными навыками коррекции произношения отдельных звуков, слогов, слов, целых предложений и фраз.

Логопед-дефектолог также работает с детьми, у которых есть нарушения зрения, слуха или интеллектуального развития. Помимо коррекции звукопроизношения, специалист занимается развитием мышления и памяти.
Чем занимается логопед
  • Проводит обследование и выявляет речевые нарушения.

  • Комплексно работает над устранением нарушений — правильно «ставит» звук, развивает навыки четкого произношения, увеличивает словарный запас ребенка.

  • В случае необходимости работает в команде с другими специалистами, например с неврологом или дефектологом.

  • Вводит правильную речь в повседневную жизнь с помощью игр, бесед, творческих заданий и закрепляет результат.

  • Занимается профилактикой речевых нарушений, включая в занятия упражнения для развития и укрепления речевого аппарата, пальчиковую гимнастику, обучающие игры на развитие речи.

  • Кроме того, в процессе коррекции речевых нарушения логопед активно сотрудничает с представителями смежных специальностей: отоларингологи, неврологи, психологи, сурдологи, нейропсихологи и т. д. Объясняется это тем, что к речевым нарушениям могут привести различные заболевания органов слуха, зрения, голосового аппарата, поражения головного мозга.
Причинами речевых дефектов могут быть:

  • Патологии внутриутробного развития — инфекции, травмы плода, различные интоксикации, конфликт резус-фактора.

  • Врожденные аномалии развития.

  • Органические поражения ЦНС — менингит, энцефалит и т. д.

  • Психологические травмы.

  • Педагогическая запущенность — если родители не будут должным образом заниматься развитием ребенка, общаться с ним, то это чревато возникновением дефектов речи.

  • Проблемы со слухом — ребенок не слышит или плохо слышит речь окружающих, поэтому он не может правильно воспроизводить звуки.
Чем занимается логопед в детском саду?

Важно! Логопед в детском саду развивает речь ребенка и готовит к школе

  • постановка и автоматизация звуков.

  • Развитие мелкой моторики.

  • Развитие памяти и внимания.

  • Развитие связной речи


Чтобы достичь поставленных целей, необходимо подобрать все виды логопедических приемов:

  • Делать артикуляционную гимнастику.

  • Играть с мелкими предметами.

  • Учить слышать звуки

  • обогащать словарный запас детей

  • обучать грамоте

  • развивать устную и письменную речь.
Познакомиться с нашей командой логопедов
Чем занимается логопед в школе?

Работа логопеда в школе связана с коррекцией нарушений чтения и письма, а также предупреждением этих нарушений.

В общеобразовательном учреждении организуется логопедический пункт. Часто он является единственным сразу на несколько учебных учреждений, расположенных рядом.

В целом, работа выглядит следующим образом:

  • Проводится диагностика устной речи у первоклассников. У учащихся 2−4 классов проверяется сформированность письменной речи.

  • С учениками 1 классов работа ведется особенно внимательно. Проводится диагностическая беседа с детьми, в ходе которой отбираются те ученики, у которых есть проблемы.

  • Из числа детей, имеющих проблемы, отбираются те, кому в первую очередь необходимы коррекционные занятия. На этом этапе уже подключаются родители детей, проводится беседа и с ними.

  • Коррекционные занятия проводятся с теми детьми, чьи нарушения устной и письменной речи мешают им усваивать школьный материал.
Первичное логопедическое обследование
Опрос

Первичное логопедическое обследование предполагает опрос родителей обо всех симптомах, заболеваниях ребенка. Выясняется, было ли место травмам, особенности беременности и другие важные моменты.

Опрос может включать следующие вопросы:

  • Как развивается ребенок? Большое внимание уделяется любым отклонениям от нормы — недостаток веса, роста, аномалии развития черепа и т. д. Выясняется, в какой момент ребенок стал разговаривать.

  • Есть ли врожденные аномалии развития? В первую очередь имеется в виду аномалии развития языка, губ, челюсти и других органов, участвующих в звукообразовании. Выясняется, есть ли аномалии развития слуха и зрения.

  • Были ли патологии развития беременности? Важно понять, были ли во время вынашивания плода какие-нибудь инфекционные заболевания, интоксикации, травмы и т. д.

  • Как прошли роды? Не было ли асфиксии плода, травм и других критических ситуаций в процессе родов?

  • Были ли заболевания в первые месяцы жизни ребенка? Инфекции, менингит, энцефалит — все это негативным образом сказывается на состоянии центральной нервной системы.

  • Когда возникли проблемы с речью?
Оценка речи

При анализе речевой функции учитывается возраст ребенка, наличие сопутствующих патологий, которые влияют на способность понимать и произносить отдельные слоги, слова и предложения.

Исследование речи включает:

  • Оценку звукопроизношения. Определяется, какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет.

  • Оценку артикуляции. Специалист просит ребенка выполнить определенные действия артикуляционными органами (сложить губы в трубочку, сделать язык узким или широким и т. д.).

  • Оценку разговорной речи. Логопед разговаривает с ребенком, задает ему простые вопросы и изучает, как ребенок на них отвечает: свободно, с запинками и т. д.

  • Оценку словарного запаса. Выясняется, знает ли ребенок синонимы определенных слов, может ли он охарактеризовать какой-либо предмет (небо — голубое, трава — зеленая).

  • Оценку грамматики. Логопед выясняет, умеет ли ребенок спрягать и склонять слова, образовывать из слов множественное число.

  • Оценку чтения. Проводится после 5−6 лет. Ребенок должен прочитать отдельные слова или предложения, а также объяснить смысл прочитанного.

  • Оценку письменной речи. Ребенок должен написать отдельные буквы, цифры и т. д. Можно задавать вопросы, а ответ он должен будет написать.
Оценка слуха
Если у ребенка есть проблемы со слухом, то это прямым образом скажется на его способности говорить. Логопед выясняет реакцию ребенка на громкие звуки, выполнение простых команд (сжать кисть в кулак, взять игрушку, т. е. слышит ли и понимает ли он, что его просят.), выясняет, как он воспринимает шепотную речь.

Если есть какие-либо сомнения по поводу состояния слуха, то ребенок отправляется на дополнительное обследование к отоларингологу.
6 советов от логопеда для родителей:
1 совет. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2 совет. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: «Что он делает?» вместо «Он играет?»

3 совет. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

4 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

5 совет. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т. д.

6 совет. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
    Запишитесь на бесплатную диагностику
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
    Вы получите:
    1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
    2. Персональные рекомендации
    3. Подбор индивидуального курса занятий