Запишитесь на бесплатную диагностику
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Вы получите:
1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
2. Персональные рекомендации
3. Подбор индивидуального курса занятий

Артикуляционные упражнения для свистящих звуков с, з, ц: комплекс упражнений и правильная артикуляция

Упражнения по развитию речи ребёнка для детей 4 лет от логопедов Тараторо
План статьи:
Введение
Согласно нормам речевого развития произношение свистящих звуков формируется у детей к трем-четырем годам. Однако зачастую родители сталкиваются с трудностями в произнесении звуков С, З и Ц у своих детей. Это проявляется в отсутствии или замене одного звука на другой. Такие нарушения могут возникать вследствие артикуляционных органов. Ребенок может произносить свистящий например межзубно или с хлюпающим призвуком. Нарушение свистящих звуков называется сигматизм. В логопедии выделяют следующие типы сигматизма: межзубный, губно-зубной, боковой, пригубный, носовой, а также парасигматизм.

Мы рекомендуем посетить консультацию логопеда для того, чтобы иметь возможность вовремя заметить и исправить изъяны произношения, а также предупредить развитие более серьезных речевых проблем. В большинстве случаев неправильное произношение свистящего звука устраняется в срок от трех месяцев до полугода — многое будет зависеть от индивидуальных особенностей. Однако если вовремя не провести коррекционную работу, то неправильная артикуляция закрепится в речи и может стать препятствием для успешного освоения чтения и письма. Кроме того, логопедические дефекты негативно влияют на коммуникативную деятельность: стеснительность и зажатость мешают налаживать связи со сверстниками. Итак, после 4-х лет при сохранении трудностей произношения звуков С, З, Ц следует обратиться к специалисту и начать активно заниматься дома.
Вы отдыхаете - ребёнок увлечён и получает новые знания!
Артикуляция звуков с, з, ц
Данные звуки объединены местом образования — они называются зубные переднеязычные. Для всех трех звуков характерно, что кончик языка находится у нижних резцов.
Правильная артикуляция свистящих звуков з, с, ц
Для того чтобы исправить изъяны в произношении этих звуков, необходимо понимать, какое положение должны занимать органы артикуляции при произнесении.

Звук С:

 — растянутые губы прижаты к резцам, между верхними и нижними зубами есть небольшое пространство

 — опущенный кончик языка прижат к нижним резцам с внутренней стороны

 — боковые части языка прижатые к верхним зубам, средняя часть приподнятая

 — воздушный поток направлен по центру языка

 — поднятое мягкое небо, разомкнутые голосовые связки

Звук З:

 — аналогичная звуку С артикуляция, но добавляется вибрация голосовых связок, поэтому звук З звонкий, а звук С глухой

Звук Ц:

 — Этот звук состоит из двух звуков Т и С, артикуляция первого звука плавно переключается на артикуляцию второго.

 — слегка напряженные губы растянуты, между резцами есть пространство

 — кончик языка сначала прижат к нижним резцам, затем в процессе произнесения скользит за нижние резцы и принимает положение как при произнесении звука С

 — приподнятая передняя часть спинки языка прижата к краю твердого неба, затем в процессе произнесения опускается, оставляя небольшое пространство

 — средняя часть спинки языка поднята

 — боковые части языка прижаты к верхним коренным зубам

 — разомкнутые голосовые связи, поднятое мягкое небо
Записаться на бесплатную диагностику
Артикуляционные упражнения на постановку свистящих звуков с, з, ц
Коррекция произношения в случае со свистящими звуками осуществляется поэтапно. Для начала необходимо выработать правильные движения органов артикуляционного аппарата и научиться управлять воздушной струей. Для этого понадобится комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков. Отметим, чтобы оперативно достигнуть устойчивого результата свистящих звуков важно проводить тренировки ежедневно в течение 5−10 минут.

 — Растягиваем губы в улыбке, показывая верхние и нижние зубы, удерживаем положение 5−7 секунд.

 — Вытягиваем губы трубочкой, как будто беззвучно произносим «у».

 — Широко улыбаемся и попеременно поднимаем сначала верхнюю губу, потом нижнюю, при этом зубы держим сомкнутыми. Количество повторов — 5−6.

 — Чуть-чуть приоткрываем рот в широкой улыбке и держим данное положение несколько секунд.

 — Кладем расслабленный язык на нижнюю губу, при этом показываем верхние зубы.

 — Высовываем язык и облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу, как будто поели вкусное варенье.

 — Показываем зубы и изображаем языком как будто чистим их влево-вправо

Улыбаемся, приоткрываем рот, кончик языка ставим за передние зубы, формируя горку средней частью спинки.

 — Кончик языка кладем на нижние зубы, среднюю часть тянем вперед. Повторяем несколько раз.

 — Имитируем произнесение «и», «о», «у» беззвучно, сохраняя челюсть неподвижной.

 — Изображаем цоканье лошадки — это универсальное упражнение, которое задействуют при постановке большинства звуков, так как оно помогает растягивать подъязычную связку и тренирует подвижность органов речи.

Далее необходимо отдельно поработать с дыханием. Для правильной артикуляции свистящих звуков нужно воздушная струя должна выходить строго по центру в правильном направлении.

 — Берем небольшой кусочек бумаги, ставим перед губами и дуем сквозь небольшой просвет между губами, регулируя воздушный поток.

 — Играем в воображаемый футбол на столе с помощью ватного шарика. Сложив губы в трубочку, дуем на него, пытаясь забить «гол».

 — Задерживаем положение губ и языка, как будто долго произносили «ф». В этой позиции, не надувая щеки, выдуваем воздушную струю на кусочек ватки, двигая ее по столу.
Способы постановки звуков С, З, Ц
При незначительных нарушениях звукопроизношения свистящих звуков, можно использовать метод подражания. Поскольку дети активно копируют взрослых, такой способ в ряде случаев эффективен. Для этого логопеду и ребенку необходимо сесть напротив зеркала. Задача специалиста наглядно показывать и рассказывать, что происходит с каждым органом артикуляционного аппарата во время произнесения «С», «З», «Ц».

Также коррекция удается с помощью постановки звука от другого: от «И» — как схожего по типу артикуляции, от «Ф» — тоже щелевого. Такие упражнения начинаются с длительного произнесения «И-И-И» или «Ф-Ф-Ф», затем присоединяется «С»: «И-И-И-С-С-С» или «Ф-Ф-Ф-С-С-С».

То же самое проделываем от звука «Ш», только нужно передвигать язык от альвеол к нижним зубам, не отрываясь.

Иногда возникает необходимость в использовании механического способа постановки звука, в основном это касается звука «С». С помощью логопедического зонда или зондозаменителя нужно придерживать кончик языка за зубами во время произнесения звука, пока данная позиция не войдет в привычку.
Проверить постановку звуков С З и Ц можно на бесплатной диагностике
Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков С, З, Ц
Комплекс упражнений для свистящих звуков включает артикуляционную и дыхательную гимнастику. Желательно проводить занятия каждый день перед зеркалом. Из вышеперечисленных вариантов заданий можно выбрать 2−3 и совместить их, делая поочередно, совмещая упражнения для губ, языка и дыхания, двигаясь от простого к сложному. Подходов должно быть не менее пяти. Важно, чтобы обстановка была комфортная, лучше всего заниматься сидя и с ровной спиной. Артикуляционная гимнастика выполняется до того момента, пока ребенок не начнет правильно произносить нужные звуки, а также как один из этапов закрепления, в качестве разминки. Пример комплекса для постановки звуков:

«Трубочка»

«Чистим зубки языком»

«Футбол с ваткой».
Логопедические упражнения на свистящие звуки С, З, Ц
Если изолированный звук уже поставлен, то после проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики, можно переходить к следующему этапу автоматизации звука.

Сначала проговариваем звуки в открытых слогах: СА-СО-СУ, ЗА-ЗО-ЗУ, ЦА- ЦО-ЦУ и т. д.

Затем в закрытых слогах АС-ОС-УС, АЗ-ОЗ-УЗ, АЦ-ОЦ-УЦ Далее берем слогт более сложные.

Повторяем за взрослым слова, которые начинаются или заканчиваются на определенный слог:
Звук С:
Са: салют, салат, сад, сахар.

Си: сирень, сито, сила, сияние.

Со: сом, сота, сорт, соло.

Се: село, седло, сев, сеанс.
Звук З:
За: зая, запад, забор, забава.

Зе: зебра, зев, земля, зерно.

Зи: зима, Зина.

Зо: зов, зоря, зорька.
Звук Ц:
Ца: царство, царь, цапля.

Ци: цирк, цифра, цинк, цикл.

Це: цех, центр, цедра.

Цы: цыган, цыпка, цыпленок.




Чистоговорки:

Са-са-са — траву косит коса.

Ес-ес-ес — едем через лес.

Со-со-со — у машины колесо.

Су-су-су — снежинка на носу.

Сы-сы-сы — у кота усы.

За-за-за — начинается гроза.

Зе-зе-зе — дали молока козе

Зу-зу-зу — загоняй в загон козу



Забавные стихотворения:

Если вы начали есть колбасу
И приземлилась оса на носу —
Чтобы избавить свой нос от осы,
Дайте осе откусить колбасы.




Скороговорки:
Куцая лисица в платьице из ситца мучицу из пшеницы сеет через ситце.

Автоматизировать свистящие через пословицы и поговорки не только интересно, но и полезно. Через обсуждения ребенок осваивает моральные ценности, расширяется кругозор:

— Ссоры да розни, своры да козни.

 — В страхе спасения нет.

 — Солнце сияет, а месяц только светит.

 — Зима без снега — лето без хлеба.

 — Работы без заботы нет; а забота и без работы живет.

 — В здоровом теле — здоровый дух.

 — Царю — царская еда, да и царская беда.

— На хороший цветок летит мотылек.

— Зимой и летом одним цветом.


Загадки:
Любит сало эта птица
Желтогрудая … (СИНИЦА).
Если вместе все семь я,
Получается … (СЕМЬЯ).


Чистоговорки:
Вася, сиднем не сиди,
Иди сена накоси.


Стадо пас пастух Филипп,
Спал в тени высоких лип.


В магазине были розы
Даже в сильные морозы.


Изба закрыта на замок.
Куда уйти хозяин мог?


За окном царит туман,
На циновке спит цыган.


Кузнецы сковали цепь.
На цепи сидит медведь.

Упражнения для улучшения произнесения свистящих звуков С, З, Ц
Улучшить произношение помогут различные вариации упражнений. Например, с включением двигательной активности:

1) предлагаем малышу представить, что он медвежонок, который гуляет по лесу и находит малину. Вводим упражнения на артикуляцию: при виде малины нужно широко улыбнуться, облизнуться. Но вдруг появляются охотники, надо убегать. Выдыхаем, не надувая щеки, улыбаемся друг другу — успели скрыться.

2) игра по типу «съедобное-несъедобное»: логопед бросает мячик ребенку и задает вопрос «что растет в саду?», мяч подается обратно и проговаривается фраза «В саду растут (яблоки, вишня, слива и т. д.)». Вопрос можно заменить на любой другой, в котором будут фигурировать нужные вам звуки: что бывает осенью? кто в зеленом замке живет? что делают в детском саду?
Вот таблица с упражнениями для постановки звуков "с", "з", "ц" для ребенка:
Эти упражнения помогут ребенку освоить правильное произношение звуков "с", "з", "ц" и улучшить его артикуляционные навыки. Очень важно проводить такие занятия регулярно и в игровой форме, чтобы ребенку было интересно и мотивирующе.
Заключение
Подводя итог, рекомендуем родителям внимательно относиться к любым дефектам речи ребенка. Как правило к 4 годам свистящие звуки уже легко даются детям. Однако встречаются и дефекты звукопроизношения. В одном случае это может быть естественно и связано с незрелостью артикуляционного аппарата, а в другом — симптомом серьезной логопедической проблемы. Обязательно посещайте консультации логопеда для своевременного выявления речевых трудностей. Для того, чтобы понять, есть ли у ребенка проблема со звукопроизношением, отлично подойдет формат онлайн диагностики. В качестве профилактики вы можете использовать комплекс упражнений для свистящих звуков из нашей статьи. С их помощью можно успешно отработать звукопроизношение в домашних условиях.
Записаться на бесплатную диагностику по подготовке к школе
главный методист
Создатель уникальной авторской методики
Евгения Валеткина
Член комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)
Специалист по работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (СДВГ, аутизм, ЗПР, ДЦП, заикание)
Автор обучающих статей для коррекционных педагогов
    Запишитесь на бесплатную диагностику
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
    Вы получите:
    1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
    2. Персональные рекомендации
    3. Подбор индивидуального курса занятий