Запишитесь на бесплатную диагностику
Вы получите:
1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
2. Персональные рекомендации
3. Подбор индивидуального курса занятий

Артикуляционные упражнения для сонорных звуков л, ль: комплекс упражнений и советы

Упражнения по развитию речи ребёнка для детей 4 лет от логопедов Тараторо
Введение
Сонорные «л» и «р» считаются наиболее трудными и относятся к звукам позднего онтогенеза, это значит, что в норме они формируются к 5−6 годам. Помочь ребенку развить артикуляцию л и л` можно в домашних условиях: существует большое количество упражнений, артикуляционная и дыхательная гимнастики. Регулярные занятия помогут малышу быстрее освоить эти сложные фонемы. До пяти-шести лет отклонения в произношении этих звуков допустимы и обусловлены незрелостью артикуляционного аппарата.
Вы отдыхаете - ребёнок увлечён и получает новые знания!
Однако нарушения в произношении звуков, которые сохраняются после этого возраста, — очень распространенное явление. В логопедии оно называется ламбдацизм. В свою очередь выделяются следующие виды: межзубный, губно-губной, носовой, смягчение и отсутствие звука «л». Следует отметить, что не исправленная вовремя неверная артикуляция сонорных может привести к трудностям с чтением и письмом, поскольку такого рода нарушения находят отражение во многих аспектах. Также нельзя забывать о проблемах с социализацией: речевые дефекты делают маленького человека более замкнутым, стеснительным. Коррекцией звукопроизношения лучше начинать заниматься как можно раньше, поскольку с каждым годом закрепляется неправильное положение органов артикуляции, иначе говоря, формируется привычка говорить с ошибкой, а переучить всегда сложнее, чем изначально правильно поставить звук.

Остановимся чуть подробнее на нюансах артикуляции. В зависимости от последующего гласного меняется положение губ при произнесении звука л. Расстояние между верхними и нижними резцами остается небольшое. Кончиком языка мы упираемся в десны или в верхние резцы, боковые края и коренные зубы не смыкаются, то есть выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Язык принимает седловидную форму за счет приподнятого корня. Для мягкого звука «л», в отличие от твердого, характерно то, что поднимается средняя часть спинки, а не корень.

При обращении к логопеду проводится диагностика, в процессе которой определяется вид речевого расстройства, его причины. Врач проверит активный и пассивный словарь, фонематический слух, навыки звукового анализа и т. д. После выявления проблемы и с учетом индивидуальных особенностей ребенка подбирается практический материал, упражнения и гимнастика для коррекционной работы.
Вы отдыхаете - ребёнок увлечён и получает новые знания!
Артикуляционные упражнения для сонорных звуков л, ль
— «Блинчик»

Цель данного задания — научиться расслаблять язык и задерживать в одном положении.

Техника: приоткрыть рот, положить расслабленный широкий язык на нижнюю губу, чтобы получилась ступенька, удерживаем позицию в течение 5−6 секунд. Пару секунд отдыхаем и повторяем упражнение 3−5 раз, таким образом изображая блинчик.

— «Льдинки»

Цель — контролировать напряжение языка и удерживать заданное положение.

Описание: открываем рот, вытягиваем напряженный язык вперед, как будто перед нами льдинка и мы хотим до нее достать. Держим так в течение 8−10 секунд. Количество подходов 3−4.

— «Ласточка»

Идея такая же, как в предыдущем упражнении.

Шаги: улыбаемся и приоткрываем рот, показываем язык, напрягаем его, делаем кончик острым, касаемся попеременно левого и правого уголка губ 6−8 раз. При этом язык выступает в роли «ласточки», которая летит, — движения выполняются из стороны в сторону в воздухе, не касаясь губ и не двигая нижней челюстью. Количество повторений 4−5.

— «Легкий ветерок»

Предназначено, чтобы научить ребенка контролировать воздушный поток, выпускать воздух по бокам.

Описание: высовываем язык, зажимаем его зубами и губами и стараемся дуть через щеки. Также повторяем 3−4 раза.

— «Барабан»

Отрабатываем движения кончиком языка.

Для этого растягиваем рот в улыбке, открываем его, кончик языка располагаем за верхними зубами и стучим по ним «д-д-д».
Посмотрите на результаты после занятий в Тараторо с онлайн логопедом
Коля, поставил звук "Р" за 2,5 месяца
Артикуляционные упражнения для свистящих звуков с, з, ц: комплекс упражнений и правильная артикуляция
Проведение занятий в домашних условиях

Обратиться к логопеду — наиболее оптимальный и целесообразный вариант, если возникла необходимость скорректировать текущее состояние речи сына или дочери. Однако если по какой-то причине у вас нет такой возможности, то выполнять упражнения рекомендуется на дому. Мамы и папы, да и любой взрослый в семье ребёнка может способствовать обогащению активного словаря ребёнка, освоению грамматического строя и совершенствованию звуковой культуры. Для развития речи, если ребёнку 4 года, есть специальные занятия. Главное — придерживаться некоторых правил, которые помогут достичь устойчивого эффекта в максимально короткий срок.

  1. Проведение регулярных занятий в спокойной и доброжелательной атмосфере.

  2. Основной вид деятельности ребёнка — игра. Поэтому чтобы увлечь и заинтересовать, необходимо использовать игровую подачу в процессе обучения.

  3. Больше похвалы, меньше критики. Что-то не будет получаться сразу, поэтому мотивируйте и поддерживайте старания.

  4. Артикуляционная гимнастика — обязательная составляющая на занятиях. Желательно выполнять перед зеркалом, что видеть движения языка, губ.

  5. Используйте пособия и специализированную литературу — там вы найдете грамотные рекомендации опытных врачей и педагогов.

  6. Вносите разнообразие в ваши уроки: с помощью картинок, стишков, скороговорок и чистоговорок. Это поможет не только в улучшении речевых навыков, но и в развитии памяти, внимания.

  7. Демонстрируйте личный пример — говорите правильно, следите за своей речью, бережно используя русский язык. Как можно больше разговаривайте, общайтесь, читайте книги и стихи, отрабатывайте пройденный материал, например, в лексической игре.

Развитием речи четырехлетних детей можно заниматься индивидуально и в группе — оба варианты результативны. При правильной организации образовательного процесса дети 3 и 4 лет быстро вовлекаются и начинают делать успехи в развитии речи.
Оплачивайте занятия удобными платежами
Менеджеры ответят на любые вопросы
Упражнения на развитие речи для детей 3−4 лет
Ла, Лы, Ло, Ли, Лу и смешанные Ла-ли-лу-лы-ло.

Обратные слоги: ол, ал, ил, ыл, ул.

Интервокальные слоги: ала-оло, али-ули, улы-уло, оли-олу, олы-алы, али-уло.

Сочетание с согласными: гли-гло-гла-глы, плы-пли-пло-плу, бли-бло-бла-блы, вла-вло-влу-вли.

Слова, начинающиеся на л, л`: лом, лак, лед, лама, лапа, липа, лупа, лоб, лужа, лыжи, лук.

Заканчивающиеся на л, л`: бал, вал, карнавал, орел, ареал, сталь.

В середине слова: молоко, мочалка, акула, пела, рыло, клевер, белка.

Словосочетания: сладкая клубника, глубокий колодец, липовая палка, малиновый флаг.

Чистоговорки:

Алла Ангелину

Угостила малиной.


У бабушки Милы

Живет цыпленок милый.


Ярослав молотком стучал,

Полку к стенке прибивал.


Чтобы посетить балет,

Надо выкупить билет.


Стишки:

Солнышко луне сказало,

Что оно весь день сияло.

Грело, грело и устало.

Очередь луны настала.


Пословицы и поговорки:

И рада бы пряла, да лень напала.

Раз солгал, а на век лгуном стал.

Вырос лес, так выросло и топорище.

До лысины дожил, а ума не нажил.

Люди рады лету, а пчела цвету.

Были бы хлеб да одёжа, так и ел бы лежа.

Тих да лих; криклив да отходчив.

Работа с народным творчеством позволит не только решить первоначальную задачу, но и заняться речевым развитием на более высоком уровне: пополните лексикон, анализируя непонятные слова, порассуждайте над значением выражений и придумайте жизненные ситуации, в которых применимы выбранные фразы.

Мини-рассказы — их можно не просто читать с интонацией, точно артикулируя каждый звук, но и пересказывать, тем самым прорабатывая осмысленное воспроизведение текста:

Высоко на елке сидел дятел с длинными клювов и алой шапочкой на голове. Его главное дело — долбить ствол. Мальчик Павел увидел дятла и захотел поймать, а тот испугался и улетел. Мама объяснила Павлику, что это лесной житель и людей он боится.

Единственное и множественное число — такой тип заданий формирует грамматический строй речи:

Белка — бел-ки, палка — пал-ки, вилка — вил-ка, кролик — кроли-ки, лента — лент-ы, балл — бал-лы, коала — коа-лы.

Загадки:

Листья падают с осин, мчится в небе длинный клин. (Журавли)

Иголки лежали да под стол убежали. (Еж)
Остались вопросы?
Менеджеры ответят на любые вопросы
Развитие четкой артикуляции сонорных звуков л, ль
В числе активностей, которые помогут развитию артикуляции: чтение стихов и сказок. Это способствует расширению словарного запаса, кругозору, кроме того, малыш будет слышать вашу правильную речь и стараться подражать. Общение с детьми, обсуждение планов на день или интересных событий стимулирует коммуникативную деятельность. Где, как не в живом диалоге, лучше всего отрабатывать звуки! Уделяйте внимание совершенствованию мелкой моторики. Научно доказана связь речевого центра головного мозга с движениями пальцев. А значит, правильному произношению звука благоприятствует двигательная деятельность рук. Здесь масса вариантов на выбор: лепка, рисование, пазлы, кубики, пальчиковая зарядка и другое.
Заключение
Итак, правильная артикуляция л и ль — одна из составляющих четкой и ясной речи. Как мы выяснили, не стоит беспокоиться, если ребенок в 3 года не выговаривает одну из этих фонем, однако после пяти это тревожный сигнал. Посетите консультацию логопеда, чтобы не упустить драгоценное время на исправление произношения. Сделать это можно даже в онлайн формате. Специалист подберет комплекс и составит план с учетом возраста и специфики диагноза, даст рекомендации. Ежедневные занятия в домашних условиях также ускорят процесс получения нужных навыков. Они включают выполнение дыхательной и артикуляционной гимнастики, а также логопедические упражнения.
главный методист
Создатель уникальной авторской методики
Евгения Валеткина
Член комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)
Специалист по работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (СДВГ, аутизм, ЗПР, ДЦП, заикание)
Автор обучающих статей для коррекционных педагогов
    Запишитесь на бесплатную диагностику
    Вы получите:
    1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
    2. Персональные рекомендации
    3. Подбор индивидуального курса занятий