Запишитесь на бесплатную диагностику
Вы получите:
1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
2. Персональные рекомендации
3. Подбор индивидуального курса занятий

Развитие речи ребенка 4 лет: игры, упражнения и особенности

Упражнения по развитию речи ребёнка для детей 4 лет от логопедов Тараторо
Развитие речи ребёнка – это важно
В возрасте 4 лет у ребёнка происходит активное развитие по всем аспектам: расширяются интеллектуальные возможности, он все больше овладевает своим телом, понимает свои и чужие эмоции, а главное — возникает потребность в социализации. Дети начинают логически рассуждать, выстраивать диалоги со сверстниками, пытаются заводить друзей. Поэтому речь в этот период особенно значима как инструмент формирования социальных связей в обществе. Важно, чтобы родители, самостоятельно или в тандеме с педагогом-логопедом, помогли малышу избежать трудностей в этой сфере. Как показывает статистика и ряд исследований, около 20% детей в России имеют задержки речевого развития.

Желательно выявлять нарушения на ранней стадии, чтобы не упустить время и исправить их. Для этого рекомендуется регулярно консультироваться с педиатром, логопедом, неврологом, а также быть в курсе основных этапов развития детей в разные возрастные периоды. В этой статье мы поговорим о том, какие существуют особенности развития речи детей 3−4 лет и с помощью каких упражнений можно благотворно повлиять на данный процесс.
Вы отдыхаете - ребёнок увлечён и получает новые знания!
Речь ребёнка 3−4 лет
К 3 году жизни в активе малыша уже порядка 800 слов, а к 4 годам эта цифра достигает 2000 слов. Конечно, в повседневной жизни не представляется возможным вести точный подсчет используемых чадом слов, но вы наверняка замечаете, как он начинает говорить свободнее, используя все более сложные и длинные конструкции. В этом возрасте происходит активное пополнение словарного запаса, формируется способность логично и подробно рассказывать об увиденном, судить о чем-либо с опорой на персональный, уже немного накопленный, опыт. Отметим, что дети строят не всегда логичные предложения или сочиняют истории, которых в действительности не было, — не стоит переживать, это действительно свойственно в данном периоде.

Также на достаточном уровне находится и фонетическое восприятие, то есть ребёнок уже различает тот или иной звук в словах, может привести в пример слова на какой-либо звук. В норме в речи уже должны присутствовать все шипящие, а к пяти годам осваиваются сложные «Л» и «Р».

Безусловно, нормы — это не прописная истина, каждый развивается по индивидуальному пути, согласно своим возможностям, генетике и с учетом ряда других факторов (социальная среда, обстановка дома и др.). И зачастую некоторые детишки имеют речевые отклонения различного характера. Например:

 — фонетические (несформированная или неверно сформированная работа артикуляционных органов)

 — фонетико-фонематические (сложности формирования произношения)

 — общие (ЗРР, дислалия, дизартрия, нарушения слуха и т. д.)

Вышеперечисленное проявляется как по отдельности, так и в комплексе. Обратите внимание, как ваш ребёнок произносит свистящие, сонорные и другие звуки, а также не лексическую составляющую — умение задать вопрос, описать явление или предметы, попросить о чем-то, использовать предлоги и подбирать окончания. Помните, что помочь детям справиться с речевыми трудностями возможно! Это можно сделать, занимаясь со специалистом либо в домашних условиях — лучше всего после консультации с логопедом-дефектологом.
Оплачивайте занятия удобными платежами
Менеджеры ответят на любые вопросы
Проведение занятий в домашних условиях

Обратиться к логопеду — наиболее оптимальный и целесообразный вариант, если возникла необходимость скорректировать текущее состояние речи сына или дочери. Однако если по какой-то причине у вас нет такой возможности, то выполнять упражнения рекомендуется на дому. Мамы и папы, да и любой взрослый в семье ребёнка может способствовать обогащению активного словаря ребёнка, освоению грамматического строя и совершенствованию звуковой культуры. Для развития речи, если ребёнку 4 года, есть специальные занятия. Главное — придерживаться некоторых правил, которые помогут достичь устойчивого эффекта в максимально короткий срок.

  1. Проведение регулярных занятий в спокойной и доброжелательной атмосфере.

  2. Основной вид деятельности ребёнка — игра. Поэтому чтобы увлечь и заинтересовать, необходимо использовать игровую подачу в процессе обучения.

  3. Больше похвалы, меньше критики. Что-то не будет получаться сразу, поэтому мотивируйте и поддерживайте старания.

  4. Артикуляционная гимнастика — обязательная составляющая на занятиях. Желательно выполнять перед зеркалом, что видеть движения языка, губ.

  5. Используйте пособия и специализированную литературу — там вы найдете грамотные рекомендации опытных врачей и педагогов.

  6. Вносите разнообразие в ваши уроки: с помощью картинок, стишков, скороговорок и чистоговорок. Это поможет не только в улучшении речевых навыков, но и в развитии памяти, внимания.

  7. Демонстрируйте личный пример — говорите правильно, следите за своей речью, бережно используя русский язык. Как можно больше разговаривайте, общайтесь, читайте книги и стихи, отрабатывайте пройденный материал, например, в лексической игре.

Развитием речи четырехлетних детей можно заниматься индивидуально и в группе — оба варианты результативны. При правильной организации образовательного процесса дети 3 и 4 лет быстро вовлекаются и начинают делать успехи в развитии речи.
Посмотрите на результаты после занятий в Тараторо с онлайн логопедом
Коля, поставил звук "Р" за 2,5 месяца
Остались вопросы?
напишите нам
Менеджеры ответят на любые вопросы
Проверить нормы речевого развития ребёнка
Упражнения на развитие речи для детей 3−4 лет
Логопедические упражнения для развития речи ребёнка в 4 года представляют собой целый комплекс: речевые игры, гимнастики для рук и артикуляционных органов. Это обусловлено тем, что воздействовать на речевой центр головного мозга необходимо с разных сторон. Значительное время отводится на мелкую моторику, так как она особенно хорошо стимулирует речь детей. Приведем несколько примеров, количество повторений варьируется от 8 до 10. Вариации подходят и для детишек до 3х лет.


Пальчиковая гимнастика.

  1. Ребёнок растопыривает пальцы, затем быстро складывает их в кулачок.

  2. Кладем две руки на поверхность: одну — ладошкой, другую — тыльной частью, затем одновременно меняем положение.

  3. Изображаем речку, складывая руки в горсть, как будто несем водичку. Потом приплывает пароход — оттопыриваем большие пальцы вверх и соединяем ладошки. А в конце показываем, как плывут рыбки: крепко прижимаем ладони друг к другу и делаем движения, имитирующие волну.

  4. Поднимаем вверх кисти, оттопыриваем пальцы — это дерево растет. Затем соединяем тыльную сторону ладоней, пальцы опущены вниз — это корни прорастают в землю. И отдыхаем — стряхиваем ручки, словно полетели по ветру листочки.


Артикуляционная гимнастика.

  1. Растягиваем губы в широкой улыбке, зубы плотно сомкнуты, удерживаем такое положение около 10 секунд.

  2. Складываем губы в трубочку и тянем вперед, как будто тянемся поцеловать маму в щечку, в течение 8−12 секунд.

  3. Ребёнок изображает змейку: вытягивает сложенный трубочкой язык, затем быстро убирает его.

  4. Цокаем, как лошадка, стараясь двигать только языком.

  5. Показать зубки в улыбке, затем сквозь плотно сжатые зубу высунуть язык и вернуть его в исходное положение.

  6. Открыв рот, тянемся кончиком языка сначала к левому уголку губ, потом к правому.

  7. Изображаем воздушные шарики: набираем воздуха сначала за одну щеку, потом за другую и за обе одновременно.

  8. Когда рот закрыт, постараться дотронуться языком сначала до одной щеки, потом до друга, не открывая его.

  9. Кончиком языка водим по зубам с наружной и внутренней стороны


Игровые варианты развития фонематического слуха

  1. Заранее обсудите определенные движения, которые ребёнок будет совершать, когда услышит тот или иной звук. Например: хлопает в ладоши, если уловил звук «Р», и топает ногами, когда появляется звук «С». Родитель может называть как отдельные звуки, так и слова.

  2. Привести как можно больше слов на определенный звук. Допустим, на «Н»: нос, ноль, носок. Или наоборот, чтобы примеры оканчивались только на «Р»: забор, топор, напор.

  3. Игры в угадайку: собрать в мешочек предметы, которые по-разному звучат (монетки, колокольчик, горох в баночке и т. д.). Ребёнок должен не подглядывая верно ответить, что это.


Развитию речи способствуют также следующие игры:

 — Выберите несколько предложений, где во всех словах встречается определенный звук, попросите ребёнка четко повторить их. Допустим: В чашке черный чай. Самолет летит летом на Лаос. Лиса сидит в лесу.

 — Предложите изменить слово с единственного на множественное число: Одна рысь — две рыси, один лист — много листьев, одна шишка — три шишки и т. д.

 — Покажите иллюстрации, на которых будут несоответствия — красный огурец, тигр в бело-черную полоску, корова с бубликом во рту и др., задача малыша будет заметить и исправить их, объяснить, как должно быть.

 — Научите сравнивать предметы и описывать различия и сходства, вплоть до мельчайших деталей.

 — Закончите фразы вроде: Ягоды земляники мелкие, а клубники … (крупные), Кровать мягкая, а стул… (жесткий), Глина мягкая, а камень … (твердый) и т. п.

 — Различные игры типа «Найди отличия», «Составь рассказ по картинкам», «Вычеркни лишнее слово» и другие прекрасно подойдут в качестве упражнений, чтобы развивать речь, научиться правильно произносить звуки.
Запишитесь на бесплатную диагностику
Вы получите:
1. Оценку речевых навыков и общего развития ребёнка
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
2. Персональные рекомендации
3. Подбор индивидуального курса занятий
Заключение
Ежедневные систематические логопедические занятия оказывают благоприятное влияние на развитие речи у детей 3−4 лет. Проводить их можно везде — в детском саду, в кабинете логопеда или дома. Обязательно общайтесь с детьми в течение дня. Несмотря на то что современный темп жизни ускорился и условия сильно изменились, ваше личное участие и беседы на любые темы принесут огромную пользу. Это не только ускорит достижение основной цели — устранение речевых изъянов, но и положительно скажется на установлении доверительных и близких отношений с ребёнком. Родители и педагоги — те, кто направит и поможет справиться с трудностями в освоении родной речи. Заложенная база откроет новые возможности перед ребёнком, позволит сделать рывок в социальной адаптации и облегчит дошкольное и школьное обучение.
главный методист
Создатель уникальной авторской методики
Евгения Валеткина
Член комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)
Специалист по работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (СДВГ, аутизм, ЗПР, ДЦП, заикание)
Автор обучающих статей для коррекционных педагогов