Логопедические упражнения для развития речи ребёнка в 4 года представляют собой целый комплекс: речевые игры, гимнастики для рук и артикуляционных органов. Это обусловлено тем, что воздействовать на речевой центр головного мозга необходимо с разных сторон. Значительное время отводится на мелкую моторику, так как она особенно хорошо стимулирует речь детей. Приведем несколько примеров, количество повторений варьируется от 8 до 10. Вариации подходят и для детишек до 3х лет.
Пальчиковая гимнастика. - Ребёнок растопыривает пальцы, затем быстро складывает их в кулачок.
- Кладем две руки на поверхность: одну — ладошкой, другую — тыльной частью, затем одновременно меняем положение.
- Изображаем речку, складывая руки в горсть, как будто несем водичку. Потом приплывает пароход — оттопыриваем большие пальцы вверх и соединяем ладошки. А в конце показываем, как плывут рыбки: крепко прижимаем ладони друг к другу и делаем движения, имитирующие волну.
- Поднимаем вверх кисти, оттопыриваем пальцы — это дерево растет. Затем соединяем тыльную сторону ладоней, пальцы опущены вниз — это корни прорастают в землю. И отдыхаем — стряхиваем ручки, словно полетели по ветру листочки.
Артикуляционная гимнастика. - Растягиваем губы в широкой улыбке, зубы плотно сомкнуты, удерживаем такое положение около 10 секунд.
- Складываем губы в трубочку и тянем вперед, как будто тянемся поцеловать маму в щечку, в течение 8−12 секунд.
- Ребёнок изображает змейку: вытягивает сложенный трубочкой язык, затем быстро убирает его.
- Цокаем, как лошадка, стараясь двигать только языком.
- Показать зубки в улыбке, затем сквозь плотно сжатые зубу высунуть язык и вернуть его в исходное положение.
- Открыв рот, тянемся кончиком языка сначала к левому уголку губ, потом к правому.
- Изображаем воздушные шарики: набираем воздуха сначала за одну щеку, потом за другую и за обе одновременно.
- Когда рот закрыт, постараться дотронуться языком сначала до одной щеки, потом до друга, не открывая его.
- Кончиком языка водим по зубам с наружной и внутренней стороны
Игровые варианты развития фонематического слуха
- Заранее обсудите определенные движения, которые ребёнок будет совершать, когда услышит тот или иной звук. Например: хлопает в ладоши, если уловил звук «Р», и топает ногами, когда появляется звук «С». Родитель может называть как отдельные звуки, так и слова.
- Привести как можно больше слов на определенный звук. Допустим, на «Н»: нос, ноль, носок. Или наоборот, чтобы примеры оканчивались только на «Р»: забор, топор, напор.
- Игры в угадайку: собрать в мешочек предметы, которые по-разному звучат (монетки, колокольчик, горох в баночке и т. д.). Ребёнок должен не подглядывая верно ответить, что это.
Развитию речи способствуют также следующие игры: — Выберите несколько предложений, где во всех словах встречается определенный звук, попросите ребёнка четко повторить их. Допустим: В чашке черный чай. Самолет летит летом на Лаос. Лиса сидит в лесу.
— Предложите изменить слово с единственного на множественное число: Одна рысь — две рыси, один лист — много листьев, одна шишка — три шишки и т. д.
— Покажите иллюстрации, на которых будут несоответствия — красный огурец, тигр в бело-черную полоску, корова с бубликом во рту и др., задача малыша будет заметить и исправить их, объяснить, как должно быть.
— Научите сравнивать предметы и описывать различия и сходства, вплоть до мельчайших деталей.
— Закончите фразы вроде: Ягоды земляники мелкие, а клубники … (крупные), Кровать мягкая, а стул… (жесткий), Глина мягкая, а камень … (твердый) и т. п.
— Различные игры типа «Найди отличия», «Составь рассказ по картинкам», «Вычеркни лишнее слово» и другие прекрасно подойдут в качестве упражнений, чтобы развивать речь, научиться правильно произносить звуки.